За границу на авто: в какие страны нужна «Зеленая карта» и сколько она стоит

Дата публикации: 04.07.2022 14:40 Обновлено: 05.07.2022 15:55
39 951
Время прочтения: 5 минут
За границу на авто: в какие страны нужна «Зеленая карта» и сколько она стоит
Иллюстрация
Shutterstock/FOTODOM
Источник
Банки.ру

Отправиться на автомобиле в государства ЕС сейчас проблематично. Но доступны для путешествий другие страны, например, азиатского направления. Рассказываем, для какой поездки потребуется российская «Зеленая карта», а где придется покупать полис местного страховщика.

Что такое «Зеленая карта»

«Зеленая карта» — это полис, подтверждающий, что у выезжающего за рубеж на своей машине застрахована гражданская ответственность перед третьими лицами. То есть карта — это международный аналог страхования ОСАГО, который действует не на территории России.

Система «Зеленая карта» была введена в мире в 1953 году, а в России начала работать с 1 января 2009-го. Причем в двух вариантах: первый работает только на территории Беларуси, Украины, Молдовы и Азербайджана, а второй — во всех странах системы «Зеленая карта».

Как работает «Зеленая карта»

Если водитель из России приобрел «Зеленую карту» и за границей стал виновником ДТП, то компенсацию пострадавшему выплачивает российский страховщик. И наоборот: если автовладелец из другого государства стал виновником аварии в России, то выплату производят по иностранной «Зеленой карте». То есть система гарантирует получение компенсации при наступлении страхового случая в любой из стран-участниц системы. И у водителя нет необходимости при пересечении каждой границы заключать договор страхования с местным страховщиком.

Максимальная сумма ответственности по полису «Зеленая карта» определяется в соответствии с законодательством той страны, в которой произошло дорожное происшествие.

Где работает «Зеленая карта»

Система «Зеленая карта» работает в 48 странах. Из-за нестабильной геополитической обстановки действие ее не распространяется на некоторые территории, например, в Азербайджане — на Нагорно-Карабахский регион и 7 районов, прилегающих к нему, а также на Кипр, Косово и Метохию (южную провинцию Республики Сербия).

Февральские события нынешнего года тоже внесли свои коррективы. Двусторонние соглашения между Российским союзом автостраховщиков (РСА) и государствами Европейского экономического пространства, а также Швейцарией и Великобританией прекратят действовать с 1 июня 2023 года. То есть для россиян, планирующих в начале лета будущего года отправиться в Европу на своем авто, покупка «Зеленой карты» станет бессмысленной тратой денег. Как и для автомобилистов из Европы для путешествия по России — взаимное признание российских и европейских страховых сертификатов «Зеленая карта» будет отменено.

Расторгло двусторонние соглашение с Россией о «Зеленой карте» польское бюро автостраховщиков, до этого — украинское МТСБУ. Продолжат действовать российские «Зеленые карты» на территории стран Балтии — РСА опроверг сообщения, что Российское бюро «Зеленой карты» прекращает сотрудничать с ними.

Можно ли сейчас купить полис?

Новые «Зеленые карты» российские страховщики еще предлагают, хотя и не все, кто ранее имел такие полисы в своей продуктовой линейке. Например, «Росгосстрах» с 1 мая нынешнего года прекратил продажи. «В текущей ситуации мы не видим в этом продукте больших перспектив как в части сборов страховой премии, так и по маржинальности. Поэтому решили сконцентрироваться на более рентабельных и перспективных видах страхования», — прокомментировал решение компании начальник отдела методологии по ОСАГО и «Зеленой карте» «Росгосстрах» Егор Светлов. При этом он не исключил вероятности того, что в случае изменения геополитической ситуации и нормализации автотранспортного сообщения на европейском направлении страховщик возобновит продажи. Что касается действующих карт (на середину апреля их у компании было свыше 6 тыс.), «Росгосстрах» обещает выполнить все взятые на себя обязательства.

«"АльфаСтрахование" тоже приостановила продажи полисов в страны ЕС со сроком действия после 31 мая 2023 года», — рассказал директор департамента обязательных видов страхования компании Денис Макаров.

До приостановки продаж «Зеленой карты», помимо «Росгосстрах» и «АльфаСтрахование», страховки предлагали компании «Согласие», «РЕСО-Гарантия», «Страховой дом ВСК», «Спасские ворота», «Двадцать первый век», «Зетта Страхование», «Югория». Другие страховщики продавали страховой продукт как партнеры Российского бюро «Зеленой карты».

Стоимость «Зеленых карт» к началу лета нынешнего года сильно уменьшилась, даже по сравнению с невыездным 2020-м. Тогда с середины июля по середину августа на легковые авто полисы стоили от 2 830 рублей на 15 дней до 25 750 рублей на год. Стоимость с середины мая 2022 года была 2 320 и 21 070 соответственно, а с середины июля по середину августа — 1 670 и 15 220 рублей.

Пока ехать можно

Пока можно выезжать на территорию Европейского экономического пространства с российскими «Зелеными картами». Претензии потерпевших в ДТП будут урегулированы в стандартном порядке, сообщили в РСА.

Для поездок в другие страны российские «Зеленые карты» продолжают действовать без ограничений. «Оформление "Зеленой карты" необходимо для посещения таких стран СНГ, как Азербайджан, Молдова и Беларусь, — рассказал Денис Макаров. — В остальных странах СНГ "Зеленая карта" не действует. Карты для поездок с покрытием стран СНГ или с территорией действия "Все страны системы 'Зеленая карта'", не входящие в Европейское экономическое пространство, например, в Турцию и Иран, могут оформляться на любой срок».

Страны Азии, например, Казахстан, Монголия, Китай, граничащие с Россией, не являются членами системы «Зеленая карта», полис на их территории не действует. Чтобы въехать в эти государства, необходимо купить полис местного ОСАГО.

Та же ситуация в Абхазии, которая обязала автовладельцев из других стран покупать на российско-абхазской границе местные полисы страхования ответственности. В зависимости от того, сколько времени предполагается провести в стране, страховка будет стоить 500 рублей (на 3 дня), 1 000 рублей (на 5 дней) или 8 500 (на год). Предусмотрен и штраф в 600 рублей за отказ от оформления страхового полиса.

Что будет после 1 июня 2023 года

С 1 июня 2023 года для поездок на авто по странам, не признающим российские страховки, придется покупать местный полис. Аналогично и с передвижением после 1 июня 2023 года по России на авто, зарегистрированном в одной из стран, разорвавших соглашение с РСА: потребуется приобрести российский полис ОСАГО.

Ольга КОТЕНЕВА, Banki.ru

Оформление ОСАГО c экономией до 83%

От самых популярных страховых компаний

Компании Стоимость
Все предложения
Читать в Telegram
telegram icon

Обучение

Материалы по теме