Чем грозит опечатка в паспорте: почему нужно исправлять ошибки в документах и как это сделать

Дата публикации: 02.11.2022 16:25
65 890
Время прочтения: 5 минут
Чем грозит опечатка в паспорте: почему нужно исправлять ошибки в документах и как это сделать
Автор
Салават Юсупов, специалист по социально-экономическому и лайфстайл-контенту Банки.ру
Салават Юсупов специалист по социально-экономическому и лайфстайл-контенту Банки.ру
Источник
Banki.ru

Содержание статьи

Показать
Скрыть

Ошибки в написании имени, фамилии или места рождения в документах встречаются часто. Некоторые люди могут прожить всю жизнь, не сталкиваясь с серьезными проблемами. И если в поликлинике или в университете на неточности закрывают глаза, то когда речь заходит о деньгах и имуществе, ошибки в документах могут стать критичными. К примеру, для нотариуса это повод для отказа в оформлении документов.

Разобрались, почему нужно исправлять ошибки в документах и как это делать правильно.

Как исправить ошибки в документе

Ведомства, которое заменяло бы все ошибки в документах, нет, поэтому простого и понятного алгоритма тоже нет. В общих чертах действовать нужно следующим образом: обратиться в тот орган власти, который выдал документ. Как правило, документы исправляют, но если пришел отказ, идите в суд. В этом случае нет ничего страшного, дела не затрагивают третьих лиц, поэтому рассматриваются в особом порядке. Шансы восстановить справедливость очень высоки.

В этом материале расскажем о замене тех документов, в которых ошибки становятся критичными.

Как исправить ошибку в свидетельстве о рождении или браке

Ошибки в документах, выданных в ЗАГСе, встречаются часто. Особенно у тех, кто родился в бывших советских республиках: при рождении маму новорожденного, допустим, записали как «Олена», а при переезде после распада СССР выдали паспорт на «Алену». Кажется, ничего страшного, но далее дочь или сын после смерти мамы сталкиваются с тем, что нотариус не признает родство.

Поэтому лучше заранее проверить свои документы, даже если в последний раз вы ими пользовались, когда обращались в детскую поликлинику. Новый документ можно получить в ЗАГСе. Чтобы ускорить выдачу, лучше обратиться в то отделение, которое выдало документ изначально, но допускается обращение и по месту пребывания.

Сотрудник ЗАГСа выдаст заявление, в котором нужно четко изложить суть проблемы. К заявлению прикрепляется свидетельство с ошибкой, а также копии любых документов, которые подтверждают описку — например, паспорт родителей. За правку придется заплатить госпошлину — 650 рублей.

ЗАГС будет рассматривать документы 1 месяц, но если понадобится уточнить данные (например, отправить запрос в другой регион или страну), то сроки увеличиваются до 3 месяцев. Если сотрудник не подтвердит вашу правоту, то вам выдадут старое свидетельство и откажут в исправлении. Кроме того, в ЗАГСе вам обязательно должны выдать отказ в письменной форме. Именно этот документ примет районный судья, чтобы начать разбирательство.

Суд, как правило, встает на сторону подготовленного заявителя и выносит решение исправить запись. С решением нужно снова обратиться в ЗАГС, и тогда уже вам не смогут отказать.

Что делать, если в одном документе ФИО написано через «е», а в другом через «ё»?

Разъяснение Минобрнауки от 2012 года говорит, что на основании федерального закона и судебной практики написание букв «е» и «ё» приравнивается. Верховный суд неоднократно подтверждал, что такое расхождение не должно становиться препятствием при назначении пенсий, пособий, льгот и так далее. Но только при одном условии: это единственная причина, по которой возникают сложности с идентификацией человека. Если сотрудники ведомства отказывают в правах по этой причине, напишите претензию со ссылкой на разъяснение Минобрнауки, а в случае повторного отказа обращайтесь в суд. Если хочется избежать подобных разбирательств, то лучше привести все документы к одному виду написания.

Как исправить ошибку в паспорте

Самые часто встречающиеся ошибки в паспортах — в записях ФИО и места рождения. Из-за переименования городов после распада СССР рожденные до 1991 года в Ленинграде вдруг становятся уроженцами Санкт-Петербурга. Ошибки в именах встречаются еще чаще — например, «Наталия» становится «Натальей».

С такой ситуацией столкнулся собеседник Банки.ру: «Во всех документах, в том числе в паспорте с 14 до 21 года, я записан как "Ренат", а в 21 год новый паспорт выдали "Ринату". Я подзабил на это, пока мне не отказала в работе служба безопасности потенциального работодателя. Рекрутер так и сказала: у вас разные ФИО в документах, это не понравилось коллегам. Только тогда я пошел менять паспорт».

Когда при получении вы видите ошибку в паспорте, самое лучшее решение в этой ситуации — не подписывать документ о получении паспорта, пока не убедитесь в том, что все данные записаны верно. Если описка есть, паспортист заберет все бумаги. Документ снова придется ждать, но доплачивать госпошлину или писать новое заявление будет не нужно.

Если же документ с ошибкой вы все-таки забрали, то исправлять нужно через отдел МВД, выдавший паспорт. Это можно сделать через:

  • «Госуслуги». Найти заявление «Замена или замена паспорта гражданина РФ» и выбрать причину «Замена паспорта в связи с обнаружением неточности или ошибочности записей». Заполнить заявление и ждать приглашение в паспортный стол.
  • МФЦ. С собой — две фотографии на паспорт, документы, подтверждающие верные данные, и паспорт с ошибкой.
  • Напрямую в отдел МВД, которое выдало документ с ошибкой.

Оплачивать госпошлину или нет — зависит от ситуации. Если ошибка случилась по вине сотрудника, то доплаты нет. Если вы допустили ошибку в заявлении, то доплата 300 рублей. До 1 января 2023, если оплачивать через «Госуслуги», действует скидка 30%, то есть пошлина — 210 рублей.

Правительство отменяет скидку в 30% на «Госуслугах»: какие документы оформить сейчас, чтобы не переплачивать

Как исправить ошибку в водительских правах

Любые опечатки в водительских удостоверениях критичны, так как сотрудник ГИБДД может классифицировать это как отсутствие водительских прав, а это нарушение, по которому можно получить штраф от 5 до 15 тыс. рублей. Поэтому водительские права следует обязательно заменить.

Для этого обратитесь в любое отделение ГИБДД и заполните заявление на получение нового удостоверения. Обязательно укажите истинную причину замены, чтобы избежать повторной ошибки. Запросите из архива дубликат заявления, которое вы подавали на выдачу удостоверения. Документ понадобится, чтобы разобраться, кто виноват.

Если ошибку допустила ГИБДД, то платить снова госпошлину не нужно. Ошибка с вашей стороны — придется снова заплатить. На рассмотрение у госавтоинспекции есть 30 дней. К сожалению, в это время управлять автомобилем не получится.

Как исправить ошибку в банковских документах

Золотое правило: не нужно подписывать документы, пока вы не убедились, что все записано верно. Если банк идентифицирует вас неверно, то нужно просто обратиться в финансовое учреждение и запросить изменения в данных. При переводах же сложнее — если отправитель неверно укажет данные, то деньги до вас не дойдут.

В такой ситуации оказался пользователь финансового маркетплейса Банки.ру, который обратился на горячую линию: «Что делать, если мне перевели достаточно большую сумму денег, на мой счет, но фамилию указали с двумя буквами — НН».

Наши эксперты посоветовали пользователю обратиться в банк с документами. Финансовое учреждение может пойти навстречу и зачислить перевод, но также вправе отказать в выдаче денег из-за этой ошибки. В течение пяти дней банк-получатель отправит деньги обратно в банк-отправитель. В течение этого времени человек, отправивший деньги, должен запросить изменение данных получателя, и тогда банк-отправитель может внести изменения в реквизиты. Если деньги вернулись из банка-получателя, то отправителю нужно забрать их и отправить новым переводом, если это актуально.

Обратиться на горячую линию Банки.ру

Как исправить ошибку в СНИЛС?

Чтобы исправить опечатку в СНИЛС, нужно просто подать заявление в ПФР. Новое свидетельство выдадут бесплатно и без дополнительных разбирательств. Обязательно укажите, по какой причине вы запрашиваете замену, и приложите документы, которые подтверждают верное написание.

Напоминаем, что в 2019 году вступил в силу федеральный закон, который отменяет выдачу физических свидетельств СНИЛС, те самые зеленые карточки. Вместо них теперь ведомства выдают специальный документ, подтверждающий регистрацию в системе персонифицированного учета, на бумаге или в электронном виде.

СНИЛС: что это такое, зачем он нужен и как получить
Читать в Telegram
telegram icon

Комментарии

0
Скрыть
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

user-517312470783
03.01.2023 12:38
<p>Здравствуйте. Если поменяла паспорт в 45 и мне в нем город сократили до ГОР., в предыдущем паспорте и свидетельстве о рождении Г. Будет ли это проблемой с нотариусами и банками для меня? В миграционной службе говорят, что ГОР И Г - это одно и тоже, раньше паспортистки заполняли буква в букву с предыдущими документами, сейчас им на все наплевать. Спасибо</p>
0

Обучение

Материалы по теме