В Народный рейтинг Банки.ру поступила жалоба в связи с трудностью получения выведенных с брокерского счета денег. Разбираемся, где и почему могут застрять средства и как решить проблему.
«27.09.22 г. я совершил SWIFT-перевод на свой счет из брокера… в [банк] в размере 7 102 долларов США. По состоянию на 12 ноября 2022 года перевод так и не дошел на мой счет в [банке]», — сообщил инвестор.
Клиент запросил квитанцию у брокера, платежное поручение было исполнено. Брокер сослался на то, что деньги уже на стороне банка-получателя. При этом в банке-получателе инвестору сообщили, что деньги к ним не поступили.
Оказалось, что деньги зависли в банке-корреспонденте — Bank of America. «Из банка-корреспондента мне ответили, что не могут мне помочь, т. к. я не являюсь их клиентом и подобные запросы в рамках правил системы SWIFT может делать только банк-отправитель», — рассказывает инвестор.
По его словам, брокер не стал заниматься розыском, ускорением или отзывом платежа.
Почему задерживается перевод
Сейчас причин для задержек SWIFT-переводов достаточно много, говорит директор по стратегии ИК «Финам» Ярослав Кабаков.
«Основные — это проверка происхождения средств и назначения платежа. Часть банков-корреспондентов, например Bank of America и Deutsche Bank, либо долго проводят проверку, либо отклоняют платежи без объяснения причин», — объясняет он.
По его словам, для денежных переводов по России с брокерского на банковский счет SWIFT лучше не использовать — отправку средств можно осуществить и без данной системы.
SWIFT-перевод — это, как правило, перевод за рубеж, подтверждает руководитель консалтинговой компании «Аусландсфинанцамт» Алексей Слободчиков.
«На данный момент большое количество зарубежных банков не работают с банками РФ, предварительно разорвав свои соглашения. Те, которые продолжают работать с системой SWIFT, оказались в затруднительной ситуации. Количество резервных корреспондентских счетов уменьшилось, то есть если по одному корреспондентскому счету происходит задержка перевода из-за большой нагрузки (количества запросов), банк лишен дополнительной технической возможности произвести этот перевод по резервному корреспондентскому счету», — объясняет он.
Из-за большой нагрузки и рисков попадания под вторичные санкции зарубежные банки, которые продолжают работать в России, вынуждены искусственно ограничивать количество денежных переводов, говорит эксперт.
Если вы тоже столкнулись с проблемой при выводе средств с брокерского счета, можете сообщить об этом в Народный рейтинг Банки.ру или на горячую линию.
Как отследить зависшие деньги
Взаиморасчеты между коммерческими банками происходят безналичным путем за счет бухгалтерских записей по корреспондентским счетам, то есть счетам, расчеты по которым проводит один банк по поручению другого банка. Перед этим банки оформляют корреспондентские отношения в форме двустороннего договора или обмена письмами.
По этому признаку есть три категории банков:
- банк-отправитель
- банк-корреспондент
- банк-получатель
В первую очередь необходимо выяснить, где и на каком этапе зависли деньги, это можно сделать через SWIFT Tracker, говорит Слободчиков.
Куда обращаться
Если перевод завис в банке-отправителе или в банке-корреспонденте, необходимо обращаться непосредственно в банк-отправитель, отмечает Слободчиков.
«Как правило, банк-отправитель несет ответственность за банк-корреспондент, поскольку он сотрудничает с ним, если иное не прописано в договоре. Однако это не лишает клиента возможности при необходимости обратиться и в банк-корреспондент», — говорит он.
Если перевод завис в банке-получателе, клиенту необходимо обращаться с данными SWIFT Tracker в этот банк, написав в службу поддержки или на support-почту банка, указав данные SWIFT Tracker, поясняет он.
Банк-отправитель — главный канал коммуникации по платежу клиента, считает Кабаков. «Если возникнут сложности, то именно банк-отправитель будет запрашивать у вас информацию и пересылать ее по цепочке в другие банки. Для всех трансграничных переводов, обрабатываемых через систему SWIFT, есть уникальный идентификатор. С помощью него любой может получить текущий статус своих трансакций. Если вы не знаете свой, обратитесь в банк за инструкциями», — советует эксперт.
В то же время клиент все же может обратиться и в банк-корреспондент, уточняет Слободчиков. «Необходимо обращаться в службу поддержки с данными SWIFT Tracker, предварительно иметь при себе документы по операции и ее обоснование (назначение платежа: оплата услуг, покупка товара, перевод самому себе — прим. ред.)», — говорит он.
По словам Слободчикова, других вариантов, кроме обращения в банк-отправитель, банк-корреспондент и банк-получатель, нет.
Возврат средств
Можно также попытаться оформить возврат средств, однако это возможно, если деньги еще числятся на счете банка-отправителя, говорит Слободчиков. «И в этом случае теряется комиссия за перевод», — уточняет он.
Перед выводом средств лучше изначально проверить, какие банки-корреспонденты у вашего брокера и его банка, и уточнить, как будет проводиться перевод и какие есть риски.
«Рекомендую выбирать те банки, которые входят в группу вашего банка-отправителя, тогда вы можете минимизировать риски и увеличить скорость платежей», — заключает Слободчиков.
С помощью сервиса Банки.ру вы можете больше изучить тему инвестиций, почитать актуальную аналитику, выбрать подходящего брокера, а также купить интересующие вас акции, облигации или ПИФы, узнать ситуацию на рынке металлов, валюты и недвижимости.
Еще по теме:
Комментарии
<p></p>
<p>А как внутри России сделать валютный(доллар и юань) перевод со счета в одном банке на свой счет в другом банке без использования Свифт?</p>