Транспортные компании в России ведут свой стоп-лист — электронный реестр банковских карт, куда они попадают автоматически при образовавшейся задолженности за бесконтактную оплату проезда в общественном транспорте. Пока карта находится в этой базе, оплачивать ею поездки на транспорте не получится.
Рассказываем, как выяснить, попала ли карта в стоп-лист, как оттуда ее вывести и за какое время ее разблокируют.
Почему карта оказалась в стоп-листе
Причина попадания карты в стоп-лист одна: вы использовали ее для оплаты проезда, но транспортная компания списать деньги не смогла.
Это могло случиться и из-за технического сбоя, но обычно это происходит из-за того, что на карте недостаточно денег (либо на карте установлен лимит на траты, который исчерпан).
Когда вы прикладываете карту к валидатору, списание средств за поездку происходит не сразу, а после того, как транспортная компания обработает платеж. Для проверки в моменте может списаться минимальная сумма — 1 рубль, но сама сумма поездок за день спишется только к вечеру или на следующий день. Так работает, например, оплата проезда в Москве.
Платежная система | Момент списания |
Visa | на следующий день, единой суммой за все поездки за сутки |
Mastercard | в течение нескольких дней, единой суммой за все поездки за сутки |
«Мир» | в течение нескольких часов |
UnionPay | в течение нескольких часов |
Если оплату не удалось списать с первого раза, система автоматически предпримет еще несколько попыток, а уже после этого карта попадет в стоп-лист. В Москве единая сумма за все поездки списывается принудительно, даже если баланса недостаточно, просто откроется технический овердрафт, за который банк, кстати, может списать комиссию.
Вот еще причины, почему вам не удается оплатить проезд картой:
- карта не поддерживает технологию бесконтактной оплаты;
- карта выпущена за рубежом;
- тип карты Masterсard Maestro. К примеру, в Московском регионе прием этих карт временно приостановлен;
- карта повреждена или срок ее действия истек;
- установлен лимит, и оплачивать без ПИН-кода нельзя;
- к устройству считывания приложено сразу несколько карт;
- карта прикладывается недостаточно долго или близко;
- валидатор не работает.
Как узнать, что карта в стоп-листе
Когда от банка так и не пришло уведомление о списании за оплату проезда, стоит насторожиться. Проверьте историю платежей по вашей карте. Если у платежа статус «Отклонен», скорее всего, на счете не было денег, а это гарантирует попадание в транспортный черный список. В следующий раз при попытке оплаты проезда на экране турникета или валидатора вы увидите надпись: «Карта в стоп-листе».
Если карта уже попала в стоп-лист, недостаточно просто пополнить баланс карты — задолженность автоматически не спишется. Нужно действовать иначе.
Как убрать карту из стоп-листа
Единственный способ быстро и наверняка исключить карту из-стоп листа — погасить задолженность за проезд в личном кабинете оператора перевозок.
Для поиска транспортной компании можно воспользоваться сервисом от Сбербанка: в форме введите название города, где совершали поездку, выберите из списка перевозчика и кликните по ссылке на личный кабинет пассажира. Вот пошаговая инструкция:
- Зарегистрируйтесь на сайте либо войдите в личный кабинет на этом сайте — некоторым перевозчикам достаточно номера карты.
- Перейдите в раздел, где отражена история поездок и оплаты.
- Найдите задолженность.
- Погасите задолженность с другого счета, на котором точно есть деньги.
Кроме того, может помочь выпустивший вашу карту банк. Для этого нужно позвонить на горячую линию и запросить повтор операции, которую отклонили из-за недостатка денег на счету. Только убедитесь, что на этот раз средств на балансе достаточно.
Сайты транспортных компаний в городах-миллионниках:
Город | Сайт транспортной компании |
Москва | — Метро |
Новосибирск | Весь транспорт |
Екатеринбург | Весь транспорт |
Казань | — Метро |
Нижний Новгород | Весь транспорт |
Челябинск | Весь транспорт |
Самара | Весь транспорт |
Омск | Весь транспорт |
Ростов-на-Дону | Весь транспорт |
Уфа | Весь транспорт |
Пермь | Весь транспорт |
Красноярск | Весь транспорт |
Волгоград | Весь транспорт |
Краснодар | Весь транспорт |
Воронеж | Весь транспорт |
Через какой срок карту выведут из стоп-листа
Срок, через который вы сможете снова оплатить поездку с карты из стоп-листа, зависит от региона. Нюанс в том, что транспортной компании нужно обновить базу на всех валидаторах и терминалах. В случае с ручными устройствами у контролеров это делается, когда сотрудник возвращается с рейса, а в случае стационарных — удаленно.
Как правило, полное обновление стоп-листа происходит в течение 24 часов, но некоторые компании делают это еще реже или, напротив, чаще.
Что делать, если оплачивали проезд телефоном
Если проблема возникла при оплате проезда телефоном, достаточно просто снова привязать карту в приложении — в России сейчас доступны собственные платежные сервисы сервисы банков: SberPay, Alfa Pay, T-Pay, VTB Pay, Gazprom Pay. Приложение создаст новый виртуальный счет, и вы опять сможете использовать гаджет для оплаты поездок.
Но поскольку это та же карта и тот же номер, долг списывается именно с нее. На счету должны быть деньги, то есть его пополняют или перед разблокировкой убеждаются, что средств достаточно.
Какой картой можно оплатить проезд в общественном транспорте
Картой любого российского банка с возможностью бесконтактной оплаты. Ряд финансовых организаций начисляют кэшбэк за оплату проезда в общественном транспорте. Например, до 31.07.2025 по «Умной карте Мир» Газпромбанк возвращает 35% от стоимости покупки в категории «Общественный транспорт». Т-Банк иногда предлагает выбрать «Транспорт» в качестве категории повышенного кэшбэка по карте «Блэк» и начисляет 5% вознаграждения за оплату проезда. По такой же схеме работает «Альфа-Карта» — за покупки в категории повышенного кэшбэка Альфа-Банк начислит до 5%.
Краткая памятка о стоп-листе карт в общественном транспорте
Чтобы карта не попала в стоп-лист, а вы не запутались в списаниях, следуйте этим правилам:
- прикладывайте только одну карту, а не весь кошелек;
- не проводите по своей карте других пассажиров;
- учитывайте, что деньги за проезд списываются не сразу, а в зависимости от платежной системы в срок от одного до трех дней;
- проверяйте, прошла ли оплата через личный кабинет пассажира или в истории платежей мобильного приложения вашего банка.
Если вы обнаружили задолженность, но не согласны с ней или не можете ее оплатить в личном кабинете, обратитесь напрямую в транспортную компанию.
Топ 3 дебетовых карт
Комментарии