Период охлаждения в страховании — это срок, в течение которого можно отказаться от страхового продукта, разорвать договор страхования и полностью вернуть уплаченную страховую премию. Это можно сделать, если вам навязали страховку или если вы просто передумали и нашли более выгодное предложение.
Период охлаждения по закону составляет не менее 14 дней. Страховая компания может его увеличить (но не уменьшить!). Этот срок всегда прописывается в договоре страхования. Если такого пункта нет, это нарушение закона.
С января 2024 года для полисов, оформляемых вместе с кредитами, он составляет не менее 30 дней.
Один из пользователей Народного рейтинга страховых компаний Банки.ру столкнулся с задержкой возврата средств за страховку, несмотря на то, что период охлаждения еще действовал. Вместе с руководителем продуктовой разработки страховой вертикали Банки.ру Юлией Корнеевой разобрали, почему это могло произойти.
Ограничения в правилах периода охлаждения
Расторгнуть без штрафов страховку в период охлаждения можно только по договорам страхования физлиц.
Важный момент: период охлаждения действует только для добровольных видов страхования — каско, жизни, имущества, финансовых рисков, для защиты от несчастных случаев и ДМС. Это означает, что для полисов ОСАГО или страхования ипотеки как обязательных видов страхования правило периода охлаждения не действует.
Если вы заключили добровольный договор страхования жизни для ипотеки и банк благодаря этому снизил ставку по кредиту, важно иметь в виду, что при расторжении такого договора страхования даже в период охлаждения банк может наложить на вас штрафные санкции.
Нельзя расторгать в период охлаждения договор ДМС, если его заключает иностранный гражданин для получения права на работу или патента. Также правило периода охлаждения не работает для полисов страхования выезжающих за границу.
Еще одно ограничение — наступление страхового случая. Если он произошел в период охлаждения и страховая компания выплатила компенсацию, расторгнуть договор не получится.
Как расторгнуть страховой договор по правилу периода охлаждения
Главное условие для расторжения договора в период охлаждения — подача письменного заявления в страховую компанию. Просто по звонку или сообщению в чате договор не расторгнут. Заявление можно подать как в офисе, так и по электронной почте. Деньги за полис возвращаются клиенту (обычно в течение 14 дней). Если страховка оплачивалась по карте, к заявлению нужно приложить реквизиты для возврата средств.
Почему могут возникать задержки при возврате средств за полис в период охлаждения
У героя истории Народного рейтинга страховых компаний Банки.ру произошла заминка при возврате средств за полис в период охлаждения. Это было связано с тем, что страховка оформлялась не напрямую в страховой компании, а в пункте выдачи товара, вместе с покупкой которого заключался страховой договор.
«Если полис оформляется через партнера, документы на его возврат также обычно передаются через него, а не напрямую страховщику. Отзыв в Народном рейтинге помог разобраться в сложившейся ситуации, и клиент получил возврат средств за страховку», — объясняет Юлия Корнеева.
В том случае, если страховая компания неправомерно отказывается возвращать деньги, можно обратиться с жалобой к финансовому омбудсмену, а также оставить отзыв в Народном рейтинге страховых компаний Банки.ру.