Еще несколько лет назад, чтобы оформить, а потом забрать кредитную или дебетовую карту, нужно было идти в отделение банка. Сегодня оформить карточку можно за пару минут онлайн, и через несколько дней курьер привезет ее домой или в офис. Рассказываем, как устроен процесс доставки карт и каковы нюансы.
Отличается ли доставка карты на дом от получения в отделении банка?
Вне зависимости от того, каким образом клиент получает банковскую карту — в отделении или с доставкой, финансовые учреждения обязаны идентифицировать клиента. Таков закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», объясняет юрисконсульт Банки.ру Екатерина Дубова.
«В соответствии с данным законом, организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны до приема на обслуживание идентифицировать клиента (пп. 1 п. 1 ст. 7 115-ФЗ)», — добавляет Дубова.
Сотрудник офиса делает копию паспорта, а курьер фотографирует документ. Без идентификации не получится открыть вклад, оформить кредит или карту.
Точно так же, как сотрудник отделения, курьер попросит подписать договор и выдаст неактивированную карту в запечатанном конверте.
По сути особой разницы нет: банк проводит идентификацию клиента и отвечает за сохранность персональной информации клиента и при личном обращении в отделение, и при доставке карты на дом.
Что проверить при доставке карты на дом
Доставка однозначно экономит время и не отличается от получения карты в отделении, но это не значит, что нужно не глядя принимать конверт и сразу подписывать договор.
Прежде всего следует проверить целостность конверта: на нем не должно быть следов «взлома». Если конверт окажется вскрытым, от приема карточки лучше отказаться: конфиденциальные данные могли попасть в руки мошенников.
Также следует внимательно прочитать договор. В нем должны быть прописаны условия по передаче просроченной задолженности третьим лицам, определению курса иностранных валют и, наконец, по обслуживанию карты:
- стоимость годового обслуживания;
- стоимость СМС- и пуш-уведомлений;
- срок грейс-периода и сумма кредитного лимита по кредитной карте;
- размер процентной ставки (как по кредитной карте, так и по дебетовой, если банк начисляет остаток по счету);
- лимиты и комиссии на снятие наличных, переводы.
В договор могут быть включены дополнительные платные опции, как правило, это страховка. От них можно отказаться, поставив соответствующую отметку в документ.
Зачем курьер фотографирует паспорт и получателя карты?
В договоре может быть строчка о согласии на обработку персональных данных (требование Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных»), делится Дубова. Это значит, что курьер может сфотографировать клиента и его паспорт — законодательством это не запрещено.
Помимо идентификации, которую требует закон, курьер фотографирует паспорт получателя карты в том числе и для подтверждения, что карта вручена непосредственно ему. С этой же целью служба безопасности банка контролирует своих сотрудников-курьеров, чтобы те не вручили карточку постороннему лицу, рассказывает юрист Арег Оганесян.
В фотографировании с договором нет ничего криминального, а вот фотография с раскрытым паспортом в руках может быть опасной: если снимок попадет в руки мошенникам, они смогут использовать его для оформления микрозайма.
Можно ли отказаться фотографироваться для получения карты?
Можно не подписывать согласие на обработку персональных данных и не фотографироваться, сославшись на статью 152.1 Гражданского кодекса РФ, которая допускает использование изображение гражданина только с его согласия, подсказывает Оганесян.
Но если отказаться от фотосъемки, банк не сможет выдать клиенту карту, поскольку это будет нарушать законодательство РФ.
Если курьер просит сфотографироваться с паспортом в руке, следует обратиться в службу поддержки банка и уточнить, можно ли снять паспорт отдельно, а самому сфотографироваться с договором.
Как активировать карту?
Любую карту — дебетовую и кредитную, новую и перевыпущенную, выданную в отделении или доставленную курьером — нужно активировать. Без активации не получится оплачивать покупки, совершать переводы или снимать наличные.
Есть два способа активации карточки:
- в мобильном приложении — выбрать соответствующую функцию и установить ПИН-код;
- по телефону — позвонить на горячую линию банка и следовать указаниям оператора.
Важно: до активации карты не взимается плата за годовое обслуживание, уведомления, не начисляются проценты на остаток. Кроме того, если карта не активирована, может быть уменьшен лимит по кредитной карте — это зависит от банка. Так бывает, если увеличилась долговая нагрузка клиента (появились новые займы).
Комментарии