Страхование автомобиля — важный шаг для защиты имущества от непредвиденных обстоятельств. Но каким бы надежным и безопасным ни казалось авто, никто не застрахован от ДТП, угона, стихийных бедствий или умышленного вреда, причиненного посторонними. В таких случаях на помощь приходит полис каско, который поможет компенсировать убытки от повреждения или кражи транспортного средства. Разобрались, что считается страховым случаем по каско и как правильно оформить документы и получить страховую выплату.
Какие случаи считаются страховыми по каско
Страховой случай по каско | Авария на дороге | Стихийное бедствие | Взрыв или пожар | Угон | Противоправные действия третьих лиц | Случайные царапины и другие повреждения |
ДТП — самый частый пример страхового случая по полису каско
Если произошла авария, то нужно действовать так:
- Обеспечить безопасность на месте происшествия. Необходимо включить аварийную сигнализацию, установить знак аварийной остановки.
- Связаться со своей страховой компанией и сообщить об аварии.
- Вызвать ДПС и скорую помощь, если нужно. Однако если авария произошла с участием только двух транспортных средств, у обоих участников ДТП есть действующие полисы ОСАГО, нет пострадавших и сумма ущерба очевидно не превышает 400 тыс. рублей, а страховщик каско готов урегулировать страховой случай без документов из ДПС, то можно самостоятельно оформить европротокол.
- Если у вас есть приложение вашей СК, то зафиксировать ДТП через него и сделать фото, а если нет — просто сделать фото.
- Найти как можно больше свидетелей произошедшего.
- Предоставить страховой все необходимые документы, включая полученные от полиции.
Чего не стоит делать
- Не перемещайте автомобиль, если ждете ГИБДД.
- Никогда не уезжайте с места происшествия.
- Не подписывайте никаких документов, которые предлагают другие участники ДТП или сотрудники страховых компаний без подробного ознакомления с условиями.
- Не допускайте ссоры или конфликта с водителем или пассажирами других транспортных средств.
- Не пытайтесь скрыть случившееся или убедить кого-то не звонить в полицию.
- Не выходите из машины, если возникла конфликтная ситуация.
- Если ждете полицию, то до ее приезда не обменивайтесь документами с другими водителями.
Обратите внимание
На Банки.ру можно оформить каско в 13 страховых компаниях. Вы можете выбрать:
- полное каско с рисками «Ущерб» и «Хищение»
- покрытие в случае повреждения или полной гибели авто
- покрытие только в случае угона
Сравнить цены на каско
Как получить страховую компенсацию
Для получения страховой компенсации по каско, необходимо:
- Сообщить страховой компании о наступлении страхового случая. Это нужно сделать как можно скорее. Максимальный срок указан в вашем полисе и/или правилах страхования. Советуем заранее ознакомиться с этим положением.
- Собрать необходимую документацию. Вам потребуются: полис страхования, свидетельство о регистрации автомобиля, водительские права, протокол ДТП, иные документы, о которых проинструктирует вас СК или которые указаны в вашем полисе и/или правилах страхования.
- Предоставить документы в страховую компанию. Сотрудники компании должны обработать заявку и сообщить о своем решении по возмещению ущерба.
- Если страховая компания согласна выплатить компенсацию, она перечислит сумму на указанный банковский счет или направит вас на СТО, если возмещение будет осуществляться путем ремонта авто.
Сроки возмещения ущерба
Сроки возмещения ущерба по каско зависят от условий страхового полиса и могут быть различными. Обычно страховые компании обеспечивают быстрое и оперативное урегулирование убытков, если необходимая документация предоставлена в полном объеме и соблюдены все условия страхового договора. Ориентировочно срок возмещения ущерба может составлять от семи дней до 30 дней после подачи заявления о страховом случае.
Автомобиль поврежден в результате стихийного бедствия или противоправных действий третьих лиц
Еще один пример страхового случая по каско: транспортное средство кто-то специально поцарапал или на него упало дерево из-за сильного ветра.
В этой ситуации нужно действовать по следующей схеме:
- Вызвать полицию для фиксации страхового случая.
- Сделать фотографии повреждений автомобиля; если у вас есть приложение страховой компании, зафиксировать повреждения через него.
- Оценить степень повреждений. Если они серьезные и машина не может быть использована, вызвать эвакуатор.
- Сообщить о произошедшем в страховую компанию. Для этого понадобятся: оригинал договора каско, свидетельство о регистрации автомобиля, водительское удостоверение, а также фотографии повреждений и справки, полученные от ГИБДД или полиции, если речь идет о повреждениях от воздействия стихии, справку от Гидрометеослужбы.
- Дождаться осмотра автомобиля специалистами страховой компании, которые определят стоимость ремонта.
- Выполнить ремонт автомобиля в одной из авторизованных страховой компанией СТО или получить денежную компенсацию.
Чего не стоит делать
- Не паникуйте.
- Не перемещайте автомобиль.
- Не устраняйте повреждения самостоятельно до приезда оценщика.
- Не отказывайте в осмотре автомобиля представителям страховой компании.
- Не отказывайте в предоставлении справок, запрашиваемых страховой компанией.
Как получить страховую компенсацию
Для этого необходимо четко следовать инструкциям и правилам страховой компании, а также выполнять все ее требования. А именно:
- Незамедлительно сообщить о страховом случае.
- Зафиксировать информацию о повреждениях в мобильном приложении СК, если оно есть.
- Если мобильного приложения нет, заполнить заявление, указав дату, время, место происшествия, причину нанесения ущерба авто и его характер, а также предоставить все требуемые документы.
- Отправить заявление в страховую компанию или представить его лично в офисе.
- Сохранить копию заявления и квитанцию о его приеме.
- Далее следовать инструкциям страхового менеджера.
Если соблюдены все условия, то страховая компания произведет оценку ущерба, составит отчет о повреждениях и сформирует ориентировочную смету ремонтных работ. Далее производится ремонт автомобиля, по итогам которого выплачивается компенсация, либо сразу выплачивается компенсация деньгами, а ремонт затем хозяин проводит самостоятельно.
Сроки возмещения ущерба зависят от специфики страхового случая, условий страховой компании и сложности ремонта. Как правило, на получение выплаты уходит от нескольких дней до нескольких недель.
Автомобиль взорвался или сгорел
Объективно это не самая распространенная ситуация, и каждый случай пожара или взрыва рассматривается индивидуально. В каско обычно включены такие страховые события:
- Пожар, произошедший вследствие ДТП. Такие случаи, как правило, всегда признаются страховыми.
- Пожар, произошедший в помещении, где стоял автомобиль, либо пожар, случившийся в непосредственной близости, в результате чего автомобиль пострадал или сгорел полностью. Такие случаи тоже практически всегда считаются страховыми.
- Пожар, случившийся с автомобилем в результате умышленного поджога. Это также страховой случай, который считается противоправным действием третьих лиц.
Обратите внимание! С самовозгоранием автомобиля ситуация обстоит сложнее. Некоторые страховые компании не считают это страховым случаем. Причина проста: самовозгорание обычно происходит в результате неисправности автомобиля. Ответственность за это должен нести завод-изготовитель. Однако доказать связь самовозгорания с неисправностью машины постфактум, как правило, почти невозможно. И уж тем более будет сложно получить за это какое-либо возмещение от завода-изготовителя. Кроме того, самовозгорание может произойти из-за ненадлежащего обслуживания автомобиля владельцем. То есть очень часто это расценивается страховщиками как умышленное невыполнение правил договора страхования.
Если транспортное средство оказалось повреждено огнем, то нужно:
- Вызвать полицию, чтобы зарегистрировать ЧП и получить копию акта осмотра места происшествия.
- Вызвать пожарную службу, т. к. страховая компания потребует протокол, даже если автомобиль был потушен собственными силами.
- Проинформировать страховую компанию о том, что автомобиль уничтожен огнем. При этом нужно обязательно уточнить местоположение машины.
- Произвести фото- и видеофиксацию состояния автомобиля после пожара и сохранить как можно больше доказательств и свидетельств, которые могут пригодиться в дальнейшем (если есть мобильное приложение страховщика, фиксацию можно сделать через него).
- Подготовить следующие документы: паспорт, заявление о страховом случае, свидетельство о регистрации ТС, водительские права, акт о результатах экспертизы причин возгорания и/или копию материалов административного дела, проведенного полицией по факту пожара, иные документы согласно условиям страхования.
- После получения всех доказательств и документов обратиться в офис страховой компании с заявлением о страховом случае и всеми необходимыми документами.
Далее страховая компания назначит независимого эксперта, который будет оценивать ущерб и причину пожара. После проведения экспертизы и проверки всех документов страховщик примет решение о страховом возмещении. В случае одобрения страховщик выплатит возмещение на восстановление автомобиля или приобретение нового.
Чего не стоит делать
Важно! Как и в предыдущих случаях, не стоит нарушать условия договора при наступлении страхового случая, а также пытаться самостоятельно решить проблему. И уж точно не стоит специально поджигать свой автомобиль, чтобы получить компенсацию. Подобный подлог обязательно вскроется в ходе проверки службой безопасности страховой компании.
Как получить страховую компенсацию
Также как и в остальных страховых случаях — четко следуя инструкциям страховой компании. В обязательном порядке нужно:
- Сообщить о страховом случае в компанию.
- Предоставить по запросу все необходимые документы.
- Предоставить эксперту доступ для осмотра места происшествия и оценки ущерба.
- В случае получения положительного решения страховщика, ждать компенсацию.
Сроки возмещения ущерба в среднем составляют от двух недель до одного месяца.
Автомобиль угнали
Если вы пришли на парковку и не обнаружили свое авто на прежнем месте, то:
- Убедитесь, что машина не была эвакуирована на штрафстоянку. Для этого позвоните в дежурную часть ГИБДД по номеру 02 с домашнего телефона и 112 с мобильного. Если машину эвакуировали, диспетчер расскажет, на какой спецстоянке она находится и куда ехать за протоколом.
- Позвоните в полицию и заявите об угоне. Если сообщить об этом в течение 30 минут, то вводится план-перехват, позволяющий найти злоумышленника по горячим следам.
- Сообщите о наступлении страхового случая в страховую компанию.
- Подайте заявление в полицию. И не забудьте взять контрольный талон, который подтверждает факт подачи заявления.
- В течение 48 часов обратитесь в страховую компанию. Потребуется оформить уведомления в письменном виде о произошедшей ситуации. Также предоставьте пакет документов — ПТС, свидетельство регистрации машины, договор купли-продажи, брелок сигнализации, ключи, страховой полис.
- Если через десять суток авто не нашли, то снова идите в полицию, чтобы переквалифицировать дело с угона в хищение.
- Через два месяца (если поиски неуспешны) снова идите в полицию и получите постановление о том, что уголовное дело приостановлено.
- Передайте его в страховую компанию.
- Оформите заявление с указанием сложившейся ситуации и заявление об отказе от прав собственности на угнанное авто в страховой.
Чего не стоит делать
- Хранить документы на машину в автомобиле, т. к. если они будут украдены вместе с авто, в страховой выплате может быть отказано.
- Откладывать обращение в страховую компанию, т. к. это является прямым нарушением условий договора и может повлечь отказ в компенсации.
- Затягивать передачу страховой компании документов из полиции, т. к. это тоже может стать основанием для отказа в выплате.
Сроки возмещения ущерба
В большинстве случаев страховая компания вправе не платить возмещение в течение двух месяцев. Этот период отводится на розыск транспортного средства. Через 60 дней полиция приостанавливает или прекращает дело, а пострадавшее лицо получает страховые платежи. Если до выплаты компенсации автомобиль найдут и передадут вам, то страховые выплаты получить не удастся. А если выплаты страховой сделаны, а автомобиль найден позже, он перейдет в собственность СК.
Причины, по которым могут отказать в выплате по каско
На самом деле их довольно много, и все они, как правило, прописаны в договоре и/или правилах страхования. Однако наиболее распространенными причинами отказа в выплатах по каско являются:
- Злой умысел или умышленные действия автовладельца или лица, управляющего транспортным средством, которые привели к повреждению автомобиля или его хищению.
- Управление автомобилем в состоянии алкогольного, наркотического или токсикологического опьянения (любой степени).
- Застрахованный автомобиль был передан лицу, не имеющему права на управление данным транспортным средством (например, отсутствовало водительское удостоверение).
- Водитель, который управлял автомобилем в момент происшествия, не вписан в полис каско.
- Эксплуатация неисправного автомобиля.
- Страховой случай произошел вне территории страхования.
- Повреждения автомобиля в результате воздействия ядерного взрыва, радиации или радиоактивного заражения, а также из-за военных действий, маневров или иные военных мероприятий.
- Авто пострадало из-за террористического акта, беспорядков и народных волнений.
- Заявление о страховом случае подано позже установленного договором срока.
- Документы, подтверждающие страховой случай и величину ущерба, оформлены не должным образом.
- Сведения, указанные в документах по страховому случаю, не соответствуют действительности или содержат существенные противоречия.
- Возмещение ущерба уже было получено автовладельцем от виновной стороны.
- Если сумма ущерба превышает стоимость автомобиля.
Кроме того, существуют объективные обстоятельства отказа в компенсации. Это случается, если:
- Страховая компания признана банкротом.
- Договор страхования признан недействительным.
- На момент получения выплаты не оплачены 100% страховой премии. Однако по согласованию сторон остаток страховой премии может быть вычтен из суммы страховой выплаты.
Что делать, если страховая отказалась возмещать ущерб
- Получите письменное уведомление об отказе от страховой компании. В нем обязательно должна быть указана причина отказа.
- Направьте страховщику претензию. Обычно правилами страхования предусматривается досудебный порядок урегулирования споров.
- Направьте досудебную претензию. Если страховщик отказал в выплате неустойки либо не ответил в срок, клиент вправе обратиться в суд с иском о взыскании неустойки, предварительно направив досудебную претензию.
- Составьте исковое заявление и подготовьте необходимые документы. К этому этапу лучше подходить вместе с юристом.
- Подайте исковое заявление в суд.
- Дождитесь решения суда и получите исполнительный лист. По общему правилу искового производства гражданские дела рассматриваются и разрешаются судом в течение двух месяцев со дня поступления заявления в суд, а мировым судьей — до истечения месяца со дня принятия заявления к производству.