Депозит считается наиболее простым и понятным инструментом сбережения денег. Средства на нем защищены Агентством по страхованию вкладов, а доход является гарантированным.
Тем не менее при открытии и закрытии даже такого простого продукта периодически возникают трудности: банк не выдает деньги в установленный срок, выставляет высокие комиссии при переводе денег в другую кредитную организацию, а временами дает некорректную информацию, которая путает клиента.
Попросили пользователей Банки.ру поделиться самыми частыми проблемами и сложностями, с которыми они сталкивались при открытии и закрытии вкладов и накопительных счетов.
Нельзя закрыть вклад дистанционно
Самой частой проблемой клиенты банков называют невозможность закрыть вклад дистанционно.
«Некоторые банки намеренно не дают возможность закрыть вклад дистанционно», — пишет пользователь с ником Bankov.
У многих банков часто возникают самые разнообразные «технические проблемы», говорит пользователь с ником Хммм. «Например, переводы вдруг перестают работать (просто пропадает кнопка «перевести») или пропадает, или перестает работать кнопка «закрыть вклад». Деньги вовремя клиент из банка не может вывести, а вклад может автопролонгироваться на невыгодных условиях», — рассказывает он.
Для вывода денег нужно приходить в отделение и заказывать сумму снимаемых средств, что вызывает раздражение, добавляет fif60. «Заказать деньги через чат нельзя, заказать деньги через горячую линию нельзя, заказать деньги в одном отделении, чтоб забрать их в другом, нельзя», — перечисляет он возникающие при закрытии вклада трудности.
Об этом же рассказывает Tanyana59. «При закрытии вкладов бывает, что в ДБО (дистанционное банковское обслуживание) некоторых банков даже при закрытии в день окончания срока вклада появляется сообщение примерно такого содержания: «При досрочном закрытии проценты за весь срок вклада будут потеряны». Далее надо согласиться или нет. Никакой конкретики. Опытные вкладчики, постоянные клиенты конкретного банка, не обращают на это внимание, зная, что все будет начислено, но для новых, не знающих этих нюансов (недочетов ПО), это проблема», — объясняет она.
При этом она уточняет, что есть примеры банков, у которых операция дистанционного закрытия сделана качественно. «Там четко указано, что до окончания вклада осталось столько-то дней, сумма потерянных процентов такая-то, сумма к закрытию такая-то. И только после этого клиент подтверждает согласие на закрытие», — уточняет пользователь.
По ее словам, некоторые банки решают возникающие проблемы клиентов, и они больше не появляются. «Но бывает, что одни и те же проблемы какого-либо банка обсуждаются постоянно, из месяца в месяц, из года в год, а в ДБО так ничего и не меняется», — говорит Tanyana59.
Нельзя без комиссии перевести или снять деньги
Еще одна ключевая проблема — недостаток возможностей оперативно и с минимальными затратами перевести средства, подчеркивает cat in the rain.
«Низкие лимиты, высокие комиссии, регулярные блокировки каналов ДБО, даже при отправке себе в другой банк», — перечисляет она. По ее словам, для некоторых вкладчиков проблема с дистанционным закрытием вкладов стала привычной. «В день окончания вклада средства недоступны, распорядиться ими можно только на следующий. Единственное решение, чтобы не потерять проценты за этот день, — закрывать вклад в отделении банка», — говорит она.
Пользователь с ником fif60 рассказывает, что после закрытия вклада и вывода средств в кассе банка с него взяли 3 000 рублей. «С учетом данной комиссии проценты по вкладу оказались ниже заявленных», — отмечает он. При этом пользователь уточняет, что данная комиссия была указана в договоре. «Поэтому необходимо его все же читать», — признает он.
Из-за высоких заградительных комиссий при переводе крупных сумм из одного банка в другой вкладчикам приходится забирать деньги наличными в одном банке и потом относить их в другой, поясняет пользователь user-212413676858.
Нет четкого понимания условий
Многие пользователи жалуются, что часто нет ясности в условиях депозитного договора. Например, не всегда понятно, кого банк считает новым клиентом, с какого времени начинается операционный день, а иногда банк сам по-разному трактует собственные условия.
«Еще одна проблема — непонятные условия по многим сберегательным продуктам, в том числе флагманским и пользующимся высоким спросом», — говорит cat in the rain.
Она рассказывает, что из-за отсутствия ясности сам банк может интерпретировать условия накопительного счета в двух случаях по-разному. «Клиент закрыл счет в последний день месяца и получил проценты не по базовой ставке, а по ставке до востребования, а его товарищ закрыл счет в этот же день и получил проценты по базовой. Представители банка ответили обоим клиентам, что проценты рассчитаны верно, — первому в Народном рейтинге, а второму на Горячей линии Banki.ru», — делится она.
Однажды клиентка столкнулась с ситуацией, когда вклад закончился по сроку в пятницу, но средства были недоступны до субботы. «Перевести их в другой банк удалось только в понедельник, так как ЦБ не осуществляет межбанковские переводы в нерабочие дни», — объясняет cat in the rain.
Кроме того, возникает путаница из-за разницы в ставках для новых клиентов и для действующих, замечает Tanyana59. Также не всегда понятно, кого банк считает новым клиентом и как рассчитывается повышенная ставка в днях. При этом в дистанционных сервисах ставка, по которой открывается накопительный счет, иногда не отображается совсем, иногда отображается разная ставка в разных дистанционных каналах.
«В некоторых банках есть особенности операционного дня, до которого часа возможно открытие или закрытие вклада именно той датой, в которой идет оформление заявления. Во время оформления заявления на открытие вклада или счета нет уведомления о том, что, к примеру, операционный день до такого-то времени, операция будет проведена тогда-то и, как следствие, получение согласия клиента на подтверждение заявления на этих условиях», — рассказывает пользователь.
В результате могут возникать ситуации, когда деньги на счете заблокированы, а заявление висит в обработке до следующего дня, а бывает, что и несколько дней, если оформление, к примеру, происходило в пятницу, резюмирует Tanyana59.
Иногда встречаются даже попытки недоплатить положенные проценты при закрытии накопительного счета, пишет Хммм. «На личном опыте сталкивался с этим в разных банках. В итоге доплатили все, но только после написания претензий», — жалуется он.
Здесь вы можете подобрать подходящие для вас условия по накопительному счету.
Некомпетентность сотрудников и дезинформация
Многие пользователи жалуются на некомпетентность рядовых сотрудников офисных отделений.
«Сотрудники банков намеренно или по незнанию вводят в заблуждение. Некоторые стараются всеми силами отжать один день, сделав доступными средства на будущий день, даже если по правилам и тарифам это не так», — жалуется Bankov.
«Классический обман от них: «Вы потеряете один месяц промо-периода, если откроете накопительный счет 31 числа. Практически всегда это относится и к последнему дню месяца при закрытии вклада/счета», — добавляет пользователь NoGo1.
Навязывание дополнительных услуг и продуктов
В последнее время еще одной проблемой для вкладчиков стало навязывание дополнительных услуг и продуктов.
«Из того, с чем сталкивался за последнее время: настойчивые попытки при открытии вклада всучить бесполезную карту. Что увеличивает время процедуры», — пишет Winnie-the-Pooh. Причем иногда банк не хочет открывать вклад без карты, оформление которой будет платным, замечает он.
Как можно решить возникшую проблему
Чаще всего большинства проблем можно избежать, если заранее внимательно изучить договор. Там подробно изложены условия по вкладу. Однако если вопросы все равно остались, то:
- Не стесняйтесь задавать вопросы сотрудникам банка. Если у вас возникли сомнения в компетентности отдельного работника, воспользуйтесь другим каналом поддержки — напишите в мобильное приложение, позвоните на горячую линию банка или напишите на горячую линию Банки.ру.
- Сделайте заранее чек-лист вопросов, которые обязательно нужно прояснить. Например, будет ли ставка постоянной или дифференцированной; есть ли приветственная надбавка; считаетесь ли вы новым клиентом или нет; какие услуги по вкладу банк может предоставить дистанционно, а какие — только в отделении.
- Отдельно уточняйте, есть ли какие-то дополнительные платные услуги при открытии депозита, предусмотрены ли они договором и в каком случае будут активированы.
- Не бойтесь взять время на раздумье, если вас что-то насторожило или не понравилось в условиях. Не кладите деньги сразу на вклад, сравнивайте варианты в других банках. Это можно сделать с помощью сервиса Банки.ру.
Если же депозит у вас уже есть и вы столкнулись с проблемами при его открытии, закрытии или обслуживании, можете обратиться в поддержку банка, а также написать обращение в Народный рейтинг Банки.ру.
Ранее пользователи Банки.ру уже рассказывали: