Для успешной торговли ценными бумагами необходимо, чтобы на бирже всегда были продавцы и покупатели, готовые моментально совершить сделку по рыночной цене.
В некоторых случаях по договору с фондовой биржей роль таких продавцов и покупателей на рынке выполняют маркетмейкеры. Они поддерживают параметры торгов в ценных бумагах, валюте или товарах для обеспечения ликвидности биржевых инструментов.
Рассказываем, кто такой маркетмейкер, как им можно стать и где можно узнать, какие компании являются маркетмейкерами.
Кто такой маркетмейкер
Маркетмейкер (от англ. Market maker — «участник торгов») — это профессиональный участник биржевых торгов, который заключил договор с биржей о поддержании уровня цен на определенные финансовые инструменты. Маркетмейкеры обязаны поддерживать активную торговлю на площадке, совершать сделки с другими участниками рынка.
В России деятельность маркетмейкеров регулируется законом «Об организованных торгах». В законе говорится, что маркетмейкер берет на себя обязательства поддерживать цены, спрос, предложение и объем торгов финансовыми инструментами, иностранной валютой или товаром на условиях договора с биржей.
Маркетмейкеры выступают на бирже одновременно продавцами и покупателями финансовых инструментов, чтобы другие участники торгов не ждали появления заявок, а могли быстро продать или приобрести акции, облигации или фьючерсы и т. д. Таким образом, маркетмейкеры поддерживают ликвидность инструментов и активность торговли.
Маркетмейкеры могут быть:
- Институциональные. Это профессиональные участники торгов (банки, брокеры, крупные фонды и т. д.), которые поддерживают баланс спроса и предложения в инструменте, следят за объемом торгов в рамках действующего договора. Чаще всего биржи публикуют списки таких маркетмейкеров по отдельным инструментам или рынкам.
- Спекулятивные. Такие участники обычно работают на рынках, на которых нет централизованного организатора торгов, например на межбанковском рынке облигаций, рынке Forex или рынке межбанковских кредитов. Спекулятивные маркетмейкеры могут влиять на котировки за счет больших объемов торгуемых активов.
Функции маркетмейкера
У маркетмейкеров есть несколько основных функций:
- Посредничество между покупателем и продавцом. С помощью маркетмейкеров другие участники рынка всегда могут быстро продать кому-то свои инструменты или быстро купить другие.
- Обеспечение ликвидности. Ликвидность на бирже поддерживается сделками, которые постоянно совершают маркетмейкеры.
- Поддержание стабильности цен на инструменты. Маркетмейкеры заключают сделки с другими участниками рынка в ситуациях, когда продавцы определенного инструмента не могут найти покупателей.
- Поддержание объема торгов на бирже. Маркетмейкеры обеспечивают активную торговлю в инструменте, чтобы объем сделок соответствовал биржевым стандартам.
Для выполнения этих функций биржа разрешает маркетмейкерам видеть биржевой стакан — список лимитных заявок на покупку и продажу ценных бумаг, деривативных, товарных или валютных контрактов на бирже.
В нем собираются все заявки купли-продажи определенного инструмента, и сделка заключается по цене, максимально выгодной для обеих сторон. Если же, например, на заявку по продаже нет покупателя, маркетмейкер выступает в роли него. Также маркетмейкеры могут увидеть отложенные заявки, выставленные уровни по тейк-профитам и стоп-лоссам.
Как маркетмейкер зарабатывает
Маркетмейкер зарабатывает деньги несколькими способами.
1. Вознаграждение от биржи. Институциональные маркетмейкеры получают доход по договору с площадкой, на которой они работают. В качестве такого дохода они могут получать комиссию с каждой совершенной сделки. Но для этого маркетмейкер должен выполнить все условия договора:
- Совершить минимальный объем сделок в течение дня.
- Обеспечить минимальный объем заявок маркетмейкера для поддержания двусторонней котировки.
- Поддерживать предельный спред двусторонней котировки. Это процентная разница максимальной цены заявки маркетмейкера на продажу и минимальной цены его заявки на покупку, при которой суммарное количество ценных бумаг в этих заявках не меньше объема двусторонней котировки.
- Выдержать период поддержания двусторонней котировки каждого инструмента.
Что такое двусторонняя котировка
По определению Мосбиржи, двусторонняя котировка — совокупность одной или нескольких заявок маркетмейкера на покупку одной или нескольких заявок маркетмейкера на продажу в отношении ценных бумаг одного вида, категории (типа), поданных маркетмейкером. Она должна соответствовать требованиям, предъявляемым к предельному спреду двусторонней котировки, объему двусторонней котировки и/или минимально допустимому объему, установленным договором для ценных бумаг, указанных в приложениях к договору.2. Доход от спреда и оборота. Маркетмейкер выставляет заявки на покупку и продажу ценных бумаг с определенным спредом, поэтому его обороты значительно увеличиваются. Даже в стандартной ситуации на рынке его участники будут периодически покупать у маркетмейкера ценные бумаги и продавать их ему по его цене. Но в период нестабильности на бирже маркетмейкеру придется покупать инструменты, цена которых падает, то есть спред будет уменьшаться. При этом в период роста спроса он сможет продавать бумаги с выросшим спредом.
Для увеличения дохода маркетмейкеры разрабатывают алгоритмы торговли на основе данных о расстановке торговых заявок, деятельности крупных игроков рынка и др. В результате маркетмейкер рассчитывает оптимальный размер лота и шага цены. При этом и другие биржевые игроки могут выявлять деятельность маркетмейкера и учитывать ее в своих операциях на рынке.
3. Заработок на арбитражных операциях между разными инструментами или рынками. Например, маркетмейкер, создающий ликвидность на определенном фьючерсе, может совершать зеркальные операции с его базовым активом, говорит главный аналитик Банки.ру Богдан Зварич.
«Это позволяет маркетмейкеру снизить собственные риски, а также при существенном отклонении цены фьючерса от цены базового актива получить небольшую прибыль, удерживая позицию до нормализации цен между этими инструментами», — отмечает он. Аналогичная ситуация происходит, когда возникает расхождение цен на один актив на разных рынках, на одном из которых компания выступает маркетмейкером.
Как узнать, что компания является маркетмейкером
Биржи, как правило, раскрывают список маркетмейкеров, которые работают на их площадке. Такие списки есть у Мосбиржи и СПБ Биржи.
Здесь вы можете выбрать брокера для инвестирования, а тут — найти рекомендации по акциям.
В списке Мосбиржи указаны маркетмейкеры, которые работают по договору с самой биржей и с эмитентом ценных бумаг. Биржа раскрывает название компании-маркетмейкера, инструменты, ликвидность которых она поддерживает, срок действия договора с маркетмейкером, его обязательства и торговые сессии, в которые он работает. В списке Московской биржи 3 267 позиций, в частности, БКС, БК «Регион», «Финам», «Атон» и т. д.
Перечень маркетмейкеров Санкт-Петербургской биржи разбит на разделы: российские ценные бумаги, иностранные ценные бумаги и еврооблигации. Крупнейшими маркетмейкерами этой биржи являются «Цифра брокер» (ранее «Фридом финанс»), СПБ Банк, «Ренессанс брокер» и «Финам».
Что дает инвестору знание о маркетмейкерах
Маркетмейкеры совершают огромное количество сделок, благодаря чему предотвращают разрывы цен на биржевые инструменты, отмечает инвестиционный стратег компании «Алор брокер» Павел Веревкин. «Маркетмейкер предоставляет дополнительную ликвидность, когда это необходимо. Таким образом он удерживает котировки в определенном диапазоне, сохраняя стабильность цен», — объясняет он.
Понимание того, что на бирже есть маркетмейкеры, вызывает у инвесторов доверие, поясняет эксперт по фондовому рынку «БКС Мир инвестиций» Евгений Калянов. По его словам, присутствие маркетмейкеров на рынке позволяет инвесторам торговать быстро и по справедливой цене в любых условиях.
Например, для поддержания устойчивости рынка в периоды волатильности маркетмейкеры обеспечивают ликвидность и глубину, чего не могут сделать другие игроки на бирже. «Маркетмейкеры помогают обеспечить надежное функционирование рынков и их устойчивость даже во времена рыночных потрясений», — уточняет Калянов.
Кто такой маркетмейкер: кратко
- Маркетмейкер — это профессиональный участник рынка, который заключил договор с биржей для поддержания ликвидности в инструменте, например в ценных бумагах, фьючерсах, опционах.
- В функции маркетмейкера входит поддержание стабильности цен на финансовые инструменты и объема торгов на бирже.
- За выполнение своих обязанностей маркетмейкер получает выплаты от биржи. Также он зарабатывает на спреде и оборотах и на арбитражных сделках.
- Узнать, является ли компания маркетмейкером, можно на сайте Московской биржи и СПБ Биржи. Площадка обязана раскрывать, какие компании являются маркетмейкерами, с какими инструментами они работают и в какие сессии торгуют.
- Наличие маркетмейкеров на бирже вызывает доверие у инвесторов, так как маркетмейкеры поддерживают стабильность рынка и ликвидность на нем в любых ситуациях, в том числе кризисных.
Еще по теме: