В 2024 году полностью заработал очередной участок новой скоростной трассы М-12 «Восток» — от Москвы до Казани, а далее, до 2025 года, трассу продолжат до Екатеринбурга. Власти намерены расширять сеть скоростных трасс с оплатой.
Рассказываем, по какому принципу появляются платные трассы, что делать при ДТП на такой магистрали и как выгоднее всего оплачивать проезд.
На сколько проезд подорожал в 2024 году
На 25% выросла стоимость проезда в будний день на трассе М-3 в Калужской области с 124-го по 194-й км — с 200 до 250 рублей. Проезд по выходным дням теперь стоит 320 рублей (+10%).
Тарифы на трассе М-4 «Дон» выросли на 6–20%, больше всего подорожал проезд на обходе Воронежа — до 120 рублей. Путь из Москвы до Краснодара для владельца легкового авто теперь обойдется в 3,6–4,7 тыс. рублей в зависимости от дня недели и наличия или отсутствия транспондера.
Максимальное повышение цен на трассе М-12 «Восток» составило 7%, а на некоторых участках тарифы даже снизились. Проезд по всей трассе от Москвы до Шали будет стоить водителю легковушки 4,99 тыс. рублей.
На ЦКАД цены выросли равномерно, в среднем на 14–15% на всех участках. На М-1 тариф на единственном платном участке увеличился на 13,3% — до 170 рублей. На М-11 от Солнечногорска до Твери цена увеличилась на 12,5%, до 450 рублей в будни, от Клина до Твери — на 20%, до 300 рублей в будни.
Что такое платная автодорога
Платная автомобильная дорога — это дорога, за использование которой водители должны уплачивать определенную сумму по тарифу. Это может быть одноразовая плата за проезд по участку дороги или система оплаты в зависимости от времени, расстояния или других критериев.
Главная цель введения платных дорог, которую озвучивает правительство, — обеспечить финансирование строительства, обслуживания и модернизации инфраструктуры дорожного движения. Это также снижает трафик на загруженных участках дороги и повышает безопасность дорожного движения.
Вот два ключевых аспекта, которые помогут понять, как работают такие дороги:
- Тарификация. Стоимость проезда по платной дороге может варьироваться в зависимости от различных факторов, таких как расстояние, время суток, тип транспортного средства и даже экологические стандарты. Водители могут платить либо наличными, либо с помощью электронных систем сбора платы.
- Инфраструктура. Платные дороги обычно оборудованы специальными въездными и выездными пунктами, на которых водители регистрируют свой проезд и платят за него.
Первая платная дорога в России появилась в 1998 году — участок федеральной трассы М-4 «Дон» в Липецкой области. И это интересный прецедент: федеральный закон, который регулирует деятельность платных дорог, появился только в 2007 году — глава 7 в ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности».
В законе закреплено, что участок дороги может быть платным только в том случае, если есть бесплатная дорога по тому же маршруту. К примеру, если от города А до города Б можно добраться по платной трассе, то обязательно должна быть и дорога общего пользования.
Как экономить водителям
Чтобы экономить на топливе и других расходниках для автомобилей, оплачивайте услуги картами с кэшбэком за такие покупки. Вот три такие карты:
Tinkoff Drive: 10% на АЗС, 5% в категории «Автоуслуги», 5% за оплату штрафов и парковок.
Где в России есть платные дороги
Платные дороги в России можно разделить по территориальному признаку — федеральные и региональные. Первые принадлежат Российской Федерации, которая наделила государственную компанию «Автодор» (она выпускает облигации, ознакомиться со стоимостью и их доходностью можно на Банки.ру) правом распоряжаться собственностью. Эта компания не только строит и обслуживает дороги, но и берет плату за проезд. Последнее она делает через дочернюю компанию-оператора «Автодор — Платные Дороги».
Вот таблица с федеральными платными участками дороги:
Регион | Участок |
М-1 «Беларусь» | |
Московская область | Северный обход Одинцово |
М-4 «Дон» | |
Московская область | 21–93-й километры |
Московская и Тульская области | 93–211-й километры |
Тульская область | обход города Богородицка, 225–260-й километры |
Тульская область | обход города Ефремов, 287–321-й километры |
Липецкая область | обход города Елец и села Яркино, 330–414-й километры |
Липецкая область | обход города Задонск и села Хлевного, 414–464-й километры |
Воронежская область | обход Воронежа, 492–517-й километры |
Воронежская область | обход сел Новая Усмань и Рогачевка, 517–544-й километры |
Воронежская область | 544–633-й километры |
Ростовская область | 1 091–1 119-й километры |
М-11 «Нева» | |
Москва и Московская область | МКАД — Солнечногорск, 15–58-й километры |
Московская область | обход Солнечногорска и Клина, 58–97-й километры |
Тверская область | обход города Торжок, 208–258-й километры |
Тверская область | обход города Вышний Волочек, 258–334-й километры |
Ленинградская область | 334–543-й километры |
М-3 «Украина» | |
Калужская область | 124–194-й километры |
М-12 «Восток» |
До конца 2024 года «Автодор» планирует открыть первый крупный участок новой скоростной платной трассы М-12 «Восток» — из Казани в Екатеринбург, а следующий участок — из Екатеринбурга в Тюмень. Общая протяженность трассы составит 1 086 км.
В регионах есть свои платные дороги. Ими управляют региональные компании либо организации, аффилированные с «Автодором». Вот таблица с региональными платными трассами:
Где проходит | |
Московский скоростной диаметр (МСД) | Солнцево — Бутово — Варшавское шоссе до М-11 «Нева» с ответвлением на М-12 «Восток» |
Западный скоростной диаметр (ЗСД), Санкт-Петербург | от Кольцевой автодороги (КАД) на юге до Белоострова |
Платные дороги в Псковской области | Участок дороги Печоры — Старый Изборск до границы с Эстонией Участок дороги Остров — Вышгородок до границы с Латвией Участок дороги Опочка — Дубровка до границы с Беларусью Участок дороги Ольша — Невель |
Платные дороги в Удмуртии | Мосты через реки Кама и Буй на дороге Ижевск — Камбарка до границы Республики Башкортостан |
Платная дорога в Рязани | Путепровод через железную дорогу на улице Новоселовская |
Платная дорога в Татарстане | Алексеевское — Альметьевск (открытие в 2024 году) |
Центральная кольцевая автомобильная дорога А-113 (ЦКАД) | от М-11 «Нева» до М-7 «Волга», от М-4 «Дон» до М-7 «Волга», от М-4 «Дон» до 11-го км А-107, от М-10 до М-11 «Нева» |
Сколько стоит проезд по платной трассе
Каждый оператор определяет стоимость проезда по тарифной сетке. Конечная стоимость зависит не только от участка автодороги, но и от вида транспорта: для легковых машин стоимость одна, а для грузовых и пассажирских — другая. Кроме того, для будней и выходных тариф разный.
Стоимость проезда за 1 км меняется минимум один раз в год. В 2024 году стоимость выросла с 23 апреля. В среднем индексация составила 8%, а на отдельных участках проезд подорожал на 15–25%.
Проще всего рассчитать стоимость с помощью калькуляторов. На сайте «Автодора» такой есть.
Вам нужно выбрать начальный и конечный пункты пути, вид транспортного средства, время суток и день недели. Далее нажать «Рассчитать стоимость», и появится новое окно с примерной стоимостью.
Например, днем в будни дорога из Москвы до Санкт-Петербурга по платным дорогам обойдется в 2 400 рублей. Однако это указана стоимость без учета нескольких участков. Конечная стоимость доходит до 2 800 рублей.
У других операторов платных дорог — свои калькуляторы. Вот их список:
Оператор | Ссылка на калькулятор |
«Автодор» | https://avtodor-tr.ru/road/tariffs/ |
«Объединенные системы сбора плат» (ОССП) — М-11 «Нева» | https://m11-neva.ru/ |
«Магистраль Северной столицы» (оператор ЗСД) | https://nch-spb.com/about/map/ |
«Новое качество дорог» (оператор Северного обхода Одинцово) | https://www.m-road.ru/ |
Московский скоростной диаметр | https://msd.mos.ru/payment/pay |
Как оплачивается проезд по платной дороге
Оплатить проезд можно картой, наличными или транспондером. Есть три системы оплаты:
- Оплата в начале. Перед въездом на трассу водитель оплачивает картой или наличными кассиру либо через терминал. С транспондером проще — машина проезжает по выделенной полосе без задержки, так как деньги списываются автоматически.
- Оплата в конце. При въезде на трассу нужно взять билет в терминале возле шлагбаума. При выезде с дороги билет отдают кассиру, и он рассчитывает стоимость проезда. Билет нужно сохранять всю дорогу, иначе оплату начислят по максимальному тарифу.
- «Свободный поток». В этом случае камеры фиксируют госномер машины, как только вы заезжаете на платную трассу и выезжаете с нее, либо снимают оплату автоматически по транспондеру. У водителя есть пять дней, чтобы оплатить проезд любым удобным способом.
Оплачивать лучше картой, по которой вам начислят кэшбэк. Такая категория есть по картам для автомобилистов, а еще бывают специальные предложения с повышенным бонусом от платежной системы «Мир» либо самого банка.
На Банки.ру вы найдете и сможете онлайн оформить карту с кэшбэком на АЗС и другие услуги для водителей. Это безопасно.
Как пользоваться транспондером
Транспондер — это устройство для автоматической оплаты проезда по платным дорогам. Он крепится на лобовое стекло машины. Когда машина проезжает через шлагбаум на платной дороге, датчик считывает транспондер и автоматически списывает деньги.
Операторы платных трасс рекомендуют снижать скорость перед проездом через ворота до 30–40 км/ч, чтобы распознавание прошло правильно, а на вашей машине не остался долг.
Транспондер можно купить или взять в аренду у операторов платных дорог или их партнеров — АЗС, МФЦ или на почте. Их также продают на маркетплейсах. Стоимость устройства — 4–5 тыс. рублей. Аренда обойдется в 5 рублей в сутки, минимальный срок — два дня.
После покупки устройства его нужно зарегистрировать на сайте или в приложении оператора. Для этого надо зарегистрироваться на его сайте и ввести данные как машины, так и транспондера. После этого завести счет-кошелек, который нужно пополнять для автоматический оплаты проезда. Это можно сделать картой, в банковском приложении либо наличными через терминалы «Элекснет».
Проезд по большинству платных трасс можно оплатить любым транспондером, даже если оператор транспондера и оператор дороги не совпадают.
За оплату проезда транспондером водители получают дополнительные бонусы — скидку до 50% либо кэшбэк на счет транспондера. Правда, бонусы могут не засчитать, если транспондер — от другого оператора трассы.
Транспондер выгоден в двух случаях:
- Вы хотя бы раз в один — два месяца ездите по платным дорогам. По спецпредложениям от операторов и при оплате картой за счет кэшбэка или скидки устройство окупится примерно через восемь — десять поездок.
- Вы планируете проехать по трассе несколько раз за короткое время. В этом случае можно взять транспондер в аренду и полноценно воспользоваться всеми акциями.
Что будет, если не оплатить проезд по платной трассе
Если водитель проехал по платной дороге и не заплатил за проезд в течение пяти дней, ему выписывают штраф — 1 500 рублей для легковых автомобилей и 5 тыс. рублей для грузовиков по статье 12.21.4 КоАП РФ. На оплату дается 20 дней.
Избежать штрафа невозможно. По системе «Свободный поток» камеры фиксируют номер машины — как во время заезда на трассу, так и выезда.
Отдельное наказание, если водитель попытается самостоятельно поднять шлагбаум или протаранить его. По сути, это ДТП, значит, водитель оставил место происшествия, а по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ за это полагается лишение прав на срок до полутора лет либо арест на 15 суток.
Кроме того, есть штраф для владельцев транспондеров. Если они проедут через ворота, не дождавшись звука оплаты устройства, это будет считаться безбилетным проездом. За это водителю выпишут штраф в 1 500 рублей.
Именно поэтому стоит прислушаться к рекомендациям операторов платных дорог и перед воротами снижать скорость до 30–40 км/ч.
Кто может не платить за проезд по платной трассе
В статье 41 Федерального закона, который регулирует платные дороги, определены категории транспорта, для которых проезд по платной трассе — бесплатный:
- транспорт общего пользования, кроме такси и междугородних автобусов;
- спецтранспорт — пожарные, скорые, полиция, военные и дорожные службы;
- автомобили Почты России;
- школьные автобусы.
Остальных льготников собственник дороги по закону может определять сам. В большинстве случаев собственник дороги — государство (через посредника ГК «Автодор»), ему и расширять список льготников. Как пишет государственная компания на своем сайте, «установление льгот при оплате проезда по платной автомобильной дороге Государственной компании будет реализовано только в случае наделения Правительством Российской Федерации Государственной компании правом самостоятельно устанавливать дополнительные категории пользователей платной автомобильной дороги, которым предоставляется право льготного проезда или проезда без взимания платы по платной автомобильной дороге».
Получается, что у «Автодора» пока такой возможности нет и единственная льгота, которую они предоставляют, — скидка для владельцев транспондеров.
С 2022 года власти обсуждают введение бесплатного проезда для многодетных семей и водителей с инвалидностью, но пока инициативы не проходили чтения в Государственной думе, а правительство не опубликовало даже проекты постановлений на этот счет.
Кроме того, до конца 2023 года в порядке эксперимента право бесплатного проезда по платным трассам есть у владельцев электромобилей. В эксперименте участвуют трассы М-1 «Беларусь» (включая «Обход Одинцова»), М-3 «Украина», М-4 «Дон», М-11 «Нева», М-12 «Восток» и Центральная кольцевая автомобильная дорога (ЦКАД).
Чтобы воспользоваться льготой, водителям электромобилей нужно купить транспондер или взять его в аренду, а при регистрации устройства указать тип транспорта и приложить документы, в которых указано, что в автомобиле стоит электрический двигатель.
С региональными платными дорогами ситуация другая: там список льгот, помимо того же списка транспорта с правом бесплатного проезда, определяют местные власти. Иногда бесплатный проезд также получают жители региона.
Например, для машин, которые зарегистрированы в Москве и Московской области, проезд по Московскому скоростному диаметру (МСД) — бесплатный, а для транзитных автомобилей — платный.
Что делать, если вы случайно заехали на платную дорогу
В первую очередь обращайте внимания на знаки, когда едете по малознакомой магистрали. О платной дороге впереди сигнализирует табличка 8.8 «Платные услуги» со знаком 5.1 «Автомагистраль».
Если же вы все-таки попали в такую ситуацию, не нужно пытаться сдавать назад: помните, что на магистралях скорость движения высокая и другие водители попросту не успеют затормозить, даже если вы включите аварийные сигналы. Такой маневр приведет к ДТП.
Проезжайте к воротам, где находится кассир. Попросите его о помощи — для него подобная ситуация не редкость, поэтому он подскажет, что делать в этой ситуации.
Если действует система «Свободный поток», то придется проехать на платную дорогу, а на первом развороте вернуться обратно. Придется заплатить какую-то сумму, но она точно окажется меньше той, которую нужно будет отдать, если вы окажетесь виновником ДТП, сдавая назад.
Что делать, если вы попали в ДТП на платной трассе
Если вы попали в ДТП на платной трассе, алгоритм действий тот же, что и на дорогах общего пользования: остановитесь, заглушите двигатель, включите аварийную сигнализацию и выставьте знак аварийной остановки. После этого звоните в оперативные службы и ждите приезда ГИБДД, а при необходимости — МЧС и скорой помощи.
На платных дорогах также дежурят аварийные инспекторы. Им можно позвонить и попросить о помощи — они могут вызвать оперативные службы, а также эвакуировать машины с трассы к съезду или на отводную часть дороги. Они же помогут с топливом и экстренным ремонтом, если на трассе у вас сломалась машина и нужно доехать до ближайшей АЗС или автомастерской.
На каждом платном участке — своя аварийная бригада, соответственно, и номера телефонов у них разные. Лучше заранее их узнать: номера записаны на специальных информационных табличках, расставленных вдоль всего маршрута.
Как пользоваться платными дорогами: главное
- Платные дороги — всегда дублеры дорог общего пользования. Если от Москвы до Петербурга можно добраться по платной трассе, то, значит, можно и по бесплатной. Это правило гарантирует федеральный закон.
- Есть три системы оплаты проезда — в начале или в конце поездки, а также «Свободный поток». По последней системе номера машины считывает камера, а у водителя есть пять дней на оплату.
- Платить можно тремя способами — картой или наличными кассиру, через терминал, сайт или приложения оператора трассы, а также с помощью специального устройства — транспондера.
- Транспондер можно купить или взять в аренду. Он стоит до 5 тыс. рублей, а аренда стоит 5 рублей в сутки. Устройство выгодно, если вы часто ездите по «платкам» либо если в течение короткого времени будете проезжать ее несколько раз.
- Если транспондер вам не нужен, то выгоднее всего оплачивать маршрут картой для водителей. По ней начисляют бонусы не только за оплату топлива и ремонт автомобиля, но и за оплату платных трасс. На Банки.ру есть специальные предложения по дебетовым и кредитным картам для владельцев авто — оставьте заявку на сайте и получите карту с доставкой на дом.
- Операторы платных дорог рекомендуют водителям с транспондером перед проездом через ворота снизить скорость до 30–40 км/ч и дождаться звукового сигнала устройства. Если транспондер не считается, а водитель все равно проедет, его оштрафуют на 1 500 рублей.
- Если не заплатить за платную дорогу, водителя оштрафуют: 1 500 рублей для владельцев легковых машин и 5 тыс. рублей для грузовых.
- Если вы случайно заехали на платную дорогу, не пытайтесь сдавать назад: есть высокий риск ДТП. Лучше проехать к шлагбауму с кассиром и попросить у него помощи. Если это «Свободный поток», придется заехать на трассу, развернуться при первой возможности и оплатить пройденные километры.
- В случае ДТП на платной трассе алгоритм действий обычный: остановите машину, заглушите двигатель, включите аварийные сигналы, выставьте аварийный знак, проверьте состояние другого участника происшествия и вызовите оперативные службы. На платных трассах также дежурят аварийные инспекторы — их номера указаны на информационных табличках на протяжении всей трассы. Они помогут отогнать машину на обочину и вызвать оперативные службы.