Накануне Нобелевский комитет и Нацбанк Швеции назвали лауреата премии по экономике 2023 года. Им стала американская исследовательница рынка труда Клаудия Голдин, первая женщина, получившая должность профессора экономического факультета Гарварда. В своих исследованиях она нашла причину, почему женщины зарабатывают меньше мужчин.
Рассказываем, как контрацептивы помогли работницам зарабатывать больше, почему с начала пандемии неравенство стало заметнее и насколько результаты исследований Голдин применимы к России.
Что исследует лауреат этого года
Клаудия Голдин — профессор Гарварда, первой из женщин получила эту должность на экономическом факультете университета. Она занимается историей экономики, главным образом в сфере труда, и гендерными вопросами. В своих исследованиях она изучает, как образование, технологии, миграция и другие социально значимые явления влияют на доходы, главным образом женщин. Голдин называют первопроходцем в исследовании роли гендера в экономике.
В своей главной работе она представила первый отчет о доходах женщин и их участии на рынке труда на протяжении двух веков.
В 2018 году Международный валютный фонд назвал ее одной из десяти самых влиятельных экономисток в мире.
В сообщении Нобелевского комитета и Нацбанка Швеции говорится, что профессор «раскрыла ключевые причины гендерных различий на рынке труда». Она стала 93-м лауреатом, третьей женщиной из этого списка и первой женщиной, которая удостоена премии в одиночку, а не разделив ее с коллегами.
В какой момент женщины начинают зарабатывать меньше мужчин
Клаудия Голдин составила график трудовой жизни и доходов женщин в США начиная с 19 века. У нее получился U-образный график с повторяемым периодом. То есть роль женщин на рынке труда не меняется по прямой линии: доходы работниц не успевают за экономическим ростом и технологическим развитием.
С перехода с аграрной на промышленную экономику зарплаты упали, после Второй мировой войны выросли, а с переходом на экономику услуг снова упали. Со временем ситуация выровнялась, к 1999 году американки получали больше денег, чем когда-либо, но теперь доходы снова падают.
Голдин находит объяснение этим процессам не в экономических причинах, а социальных. Основная причина взрывного роста доходов женщин в 1980-х — противозачаточные таблетки. То есть рынок труда ставит выбор перед женщинами: воспитание детей или карьера.
Хотя отсутствие детей несколько сокращает разницу между доходами мужчин и женщин, но полностью не нивелирует ее. При одинаковых обязанностях, образовании и результатах работницы, как правило, зарабатывают меньше, а как только у женщины появляется первый ребенок, этот разрыв становится только больше. Эту зависимость она обнаружила, 15 лет исследуя жизнь выпускников бизнес-школы Чикагского университета.
В этой ситуации проигрывают и мужчины, и женщины, считает Голдин: «Мужчины отказываются от времени с семьей, а женщины часто отказываются от карьеры». Исследовательница подчеркивает, что она не призывает женщин отказываться от деторождения, а всего лишь подчеркивает важность справедливого распределения обязанностей в семье.
Сегодня неравенство между мужчинами и женщинами сокращается, но социальные структуры, в которых мы находимся с детства, сохраняют элементы прошлого. Женщины по-прежнему выполняют больше работы по дому, а мужчинам прощается бытовой инфантилизм.
Почему неравенство в доходах все еще сохраняется
В одной из последних работ Голдин анализирует, почему сегодня гендерный разрыв все еще сохраняется. В основе анализа — американская действительность во время пандемии коронавируса. Исследовательница заметила, что в начале пандемии чаще всего из рынка труда уходили женщины. Многие из них уволились, чтобы больше времени уделять семье во время пандемии.
«Женщины уступают, а мужчины делают шаг вперед в карьере. И делают это пары отчасти для оптимизации общих доходов», — считает профессор. В своей книге Голдин описывает пример реальной пары, в которой и мужчина, и женщина занимали хорошо оплачиваемые должности, но эта работа требовала от обоих большой вовлеченности, в том числе им приходилось работать сверхурочно по выходным. Позже у них появился ребенок, и они поняли, что не смогут оба работать в таком режиме: «И поэтому они решили, как и многие пары в мире, что женщина станет домохозяйкой».
Решение проблемы лауреат нобелевской премии видит в государственной поддержке семей с детьми, изменениях в оплате труда и ослаблении гендерных предубеждении.
Есть ли зарплатное неравенство в России
Неравенство в оплате труда мужчин и женщин сохраняется по всему миру, не только в России. С 1990-х этот разрыв сокращался, но с начала пандемии только растет. В Европе, к примеру, этот показатель наиболее заметен в Германии. В 2021 году там на каждое евро, заработанное мужчинами, женщины зарабатывали 78 центов. По оценкам экспертов, после пандемии и нынешнего экономического спада немкам придется ждать до 2121 года, чтобы их доходы наконец сравнялись с доходами мужчин.
В России, по данным Росстата, в 2021 году россиянки зарабатывали на 28% меньше россиян. То есть на каждый рубль, заработанный мужчинами, женщины зарабатывают 72 копейки. Учитывая, что общий уровень расслоения в заработных платах остается высоким, самыми бедными в нашей стране являются именно россиянки. Социологи российской академии наук подсчитали, что ⅔ среди всех «хронически бедных» в нашей стране — это женщины.
И этот процесс происходит по всему миру. Появился даже термин «феминизация бедности»: в 2018 году на каждые 100 мужчин в возрасте от 25 до 34 лет, живущих в бедных семьях, приходилось 122 женщины.