Банки нечасто сами звонят клиентам. Обычно звонки от кредитной организации носят информационный или рекламный характер. Но бывает, что банковские сотрудники связываются с клиентом для разъяснения обстоятельств операции, показавшейся финансовому учреждению подозрительной. Таково требование закона.
Подозрительные операции для обмана своих жертв используют мошенники — от имени банковского работника сообщают о попытке третьих лиц вывести деньги с карты, оплатить покупку или оформить кредит.
Как различить звонки (или СМС) мошенников и сотрудников банка, разобрались вместе с экспертом проекта НИФИ Минфина России «Моифинансы.рф» Марией Соловиченко.
Признаки мошеннического номера
Сотрудники банка всегда звонят с официального номера — короткого (например, 900, как у Сбербанка, или 1000, как у ВТБ), федерального или начинающегося с 8-800. Если поступил звонок с неизвестного, скрытого номера, это мошенники.
Злоумышленники используют номера, похожие на официальные телефоны банков, например, с разницей в одну цифру. Реже аферисты пользуются технологией подмены номеров — российские сотовые операторы обязаны блокировать звонки с таких телефонов.
Самый простой способ узнать, кто звонит, — это внести номер банка в контакты своего телефона. Когда мошенники позвонят с похожего номера, сохраненное название контакта не отобразится. Вместо этого появится условно +7 900 (если злоумышленники звонят от лица Сбербанка).
Как вариант, во время звонка с неизвестного номера можно вбить его в поисковике и посмотреть, кому он принадлежит. Информация о телефонах, которые используют злоумышленники, довольно быстро появляется на специализированных сайтах с пометкой, что номер небезопасный.
Бывают и специальные приложения-антиспамеры, защищающие в том числе и от мошеннических звонков. В такие программы зашита база контактов, которая регулярно обновляется. При звонке с официального номера на экране смартфона высвечивается информация о компании или ее деятельности (например, финансовые услуги). А при звонке с нежелательного номера на экране появится соответствующее сообщение: мошенники, спам и т. п. Важно! Для скачивания такого приложения используйте официальные источники и обращайте внимание, доступ к какой информации на смартфоне оно запрашивает (как правило, к списку контактов и интернету), предупреждает Соловиченко.
Если поступило СМС
Сообщения о списаниях, пополнениях и прочих операциях со счетом, к которому привязана карта, также приходят с одного-двух официальных номеров банка.
Распознать мошенническое СМС еще проще, чем звонок. Во-первых, регистрируя адрес для рассылки сообщений, злоумышленники намеренно допускают ошибку в названии, которую можно заметить, внимательно приглядевшись к адресату. Это могут быть буквы, поменявшиеся местами, или использованные вместо цифр буквы (например буква О вместо цифры 0). Во-вторых, при подключенном СМС-банке на телефоне формируется внушительная история операций. Сообщения от мошенников приходят в новую переписку.
На что обратить внимание во время звонка
Допустим, вы сняли трубку, когда вам позвонили с незнакомого номера (или номера, похожего на банковский). Вот как следует разговаривать с сотрудником банка (или с человеком, который себя за него выдает).
- Зачастую мошенники используют социальную инженерию: под разными предлогами (те же попытки неких третьих лиц похитить деньги) запугивают свою жертву и принуждают к действию. Например, перевести накопления на специальный счет (или безопасный). Сохраняйте бдительность, а главное — не спешите. Повесьте трубку, перезвоните в банк по официальному номеру и уточните, действительно ли кто-то пытается похитить деньги с вашего счета.
- Сотрудник банка никогда не просит перевести деньги на безопасный счет, не спрашивает конфиденциальные данные карты, коды из СМС-сообщений, логин и пароль для входа в онлайн-банк. Для идентификации клиента обычно используется кодовое слово или ответ на контрольный вопрос, данные паспорта/карты или номер дома из адреса регистрации (только часть конфиденциальной информации, а не целиком), перечисляет Соловиченко. Если на том конце провода просят эту информацию, вешайте трубку.
- Следует знать, что реальный банковский сотрудник ограничен во времени (он должен помочь клиенту, но не старается удержать его на линии принудительно), поэтому не запугивает и не тянет время. «А вот аферист никуда не спешит, нередко ссылается на законодательство и уголовную ответственность. Если происходит давление, собеседник грубит, допускает пренебрежение и его речь грешит ошибками, то это практически гарантированно мошенник», — говорит эксперт.
- Банк не сообщает клиенту о чьей-то попытке похитить средства со счета. Если выявлена подозрительная активность, производится блокировка карты и/или операций по счету. Именно такую информацию могут сообщить клиенту, а также запросить у него документы, подтверждающие совершение подозрительной операции.
Как уберечься от телефонных мошенников: кратко
- Сохраните номер банка в телефонной книге.
- Внимательно изучайте адрес отправителя СМС-сообщения якобы от лица банка — нет ли там опечатки.
- Сообщения от мошенников приходят в новую переписку.
- Если вам позвонили из банка и сообщили о несанкционированной, сомнительной или подозрительной операции, которую вы не совершали, повесьте трубку и перезвоните в финансовую организацию по официальному номеру.
- Никому не называйте конфиденциальные данные карты: CVC-код, ПИН-код, логин и пароль для входа в онлайн-банк, код из СМС-сообщения. Если вы все-таки сообщили эту информацию третьим лицам, карту нужно немедленно заблокировать. А если мошенники успеют похитить с нее деньги, банк с высокой долей вероятности не компенсирует потерю.
- Не устанавливайте программы удаленного доступа на смартфон или компьютер с доступом к онлайн-банку.
Топ 3 дебетовых карт
Комментарии