Рассказываем, какие бывают абонементы, в каком случае организация может не возвращать деньги и как самому рассчитать сумму возврата.
Что такое абонемент
Абонемент на услуги — это предварительная оплата определенного пакета услуг, которые будут предоставлены потребителю в будущем. Это может быть абонемент в спортзал, бассейн, театр, кино, на проезд в общественном транспорте, на занятия искусством и так далее.
Абонемент бывает безлимитные и на определенное количество услуг (занятий, посещений, билетов и так далее).
Сертификат на 10 занятий в изостудии, клубная карта в спортзал на 356 дней, абонемент на занятия английским языком — это все частные случаи этого вида обслуживания.
Можно ли вернуть деньги за абонемент
Когда потребитель покупает абонемент, заключается договор. Он бывает нескольких видов:
- договор об оказании услуг;
- публичная оферта;
- абонентский договор.
Возможность возврата денег за неиспользованный абонемент напрямую зависит от вида документа, который вы подписали при оплате. Вернуть деньги нельзя только по абонентскому договору.
Как сказано в части 2 статьи 429.4 Гражданского кодекса, по абонентскому договору клиенты не могут требовать назад деньги, даже если не использовали услуги. У всех людей, которые пользуются мобильной связью или Интернетом, есть абонентские договоры. И независимо от того, пользуетесь вы той или иной функцией, оплачивать пакет услуг нужно.
А вот по другим видам договоров все сложнее. Статья 782 Гражданского кодекса и статья 32 Закона о правах потребителей гарантируют потребителю право отказаться от договора возмездного оказания услуг.
Фактически это означает, что невозвратные абонементы — незаконны. Организации и предприниматели обязаны вернуть деньги, если клиент отказывается от дальнейшего сотрудничества. Потребитель при этом не обязан объяснять причину такого решения.
Важно! Деньги клиенту вернут за вычетом расходов, которые уже понес исполнитель. Как правило, сейчас просто вычитают сумму уже посещенных занятий, но также в расходы можно включить, например, производство пластика или печать сертификата и другие административные затраты. А вот штрафовать и брать комиссию за отказ от абонемента нельзя — за это организация или предприниматель сам заплатит штраф Роспотребнадзору.
Как отказаться от абонемента и вернуть деньги: пошаговая инструкция
Шаг 1. Изучите договор. Если вам его не выдали, запросите его копию либо найдите публичную оферту на сайте организации. Как правило, в документе уже будет готовый ответ, как поступить дальше.
Шаг 2. Обратитесь к администратору или в отдел продаж. Как правило, сотрудники знают, что они обязаны вернуть деньги, поэтому достаточно устного обращения. Если вам отказывают в вашем требовании, оставляйте письменное заявление. Составляйте документ в свободной форме, но обязательно в двух экземплярах — один остается у организации, а на втором попросите поставить подпись сотрудника, принявшего заявление.
Если сотрудники отказываются принимать документ, отправляйте его заказным письмом по юридическому адресу организации. На ответ есть 10 дней, после чего можно обращаться в суд. Если цена иска меньше 50 тыс. рублей, то обращаться можно в мировой суд, свыше 50 тыс. — в районный. Причем выбрать можете судебный участок по месту вашей регистрации или проживания — ограничений в отношении ответчика в таких делах нет. Нет и госпошлины, так как разбирательство касается прав потребителей.
Шаг 3. Получите деньги. Если оплачивали наличными, то есть два варианта — вам отдают деньги в день обращения либо переводят на карту. Во втором случае в заявлении придется указать реквизиты банковского счета. Такая же ситуация, если вы оплатили одной картой, а получить деньги хотите на другую — тоже придется писать отдельное заявление и указывать реквизиты.
Когда деньги за абонемент не возвращаются
Как мы уже сказали, по абонентским договорам деньги клиентам не возвращают, даже если вы не использовали услуги. Есть еще второй случай — истек срок абонемента.
Например, вы купили 15 занятий в музыкальной студии. В публичной оферте или договоре об оказании услуг прямо сказано, что услуги оказываются в срок, например, шести недель. Если клиент не успел в течение этого времени посетить все занятия, то студия не обязана возвращать деньги за оставшиеся занятия. После истечения срока договора обязательства исполнителя прекращаются.
Однако если вы долго болели или уезжали в длительную командировку, организация обязана продлить срок договора. То же самое, если студия была закрыта — например, на карантин.
Как рассчитывается возврат
Если абонемент на фиксированное количество услуг, а в документе указана стоимость одного посещения, то посчитать возврат просто:
Стоимость абонемента − (количество посещений × стоимость одного посещения) = сумма возврата.
Например, вы купили абонемент на восемь занятий в танцевальной школе за 10 тыс. рублей, то есть по 1,25 тыс. рублей за одно. Стоимость разового занятия — 1,5 тыс. рублей. Ребенок отходил только три и больше не хочет. Значит, к возврату:
10 000 − (3 × 1 500) = 5 500 рублей.
Если абонемент на безлимитное количество услуг, то есть два варианта — в договоре либо указана стоимость за конкретное время, либо она пересчитывается на единицу услуги.
Например, вы купили абонемент в фитнес-клуб за 50 тыс. рублей на год. В договоре или публичной оферте указано, что стоимость месячной клубной карты — 4,5 тыс. рублей. Отходили пять месяцев, а потом решили сделать возврат. Значит, фитнес-клуб вам должен:
50 000 − (5 × 4 500) = 27 500 рублей.
Если таких условий перерасчета нет, то нужно считать по дням. Например, вы купили ребенку абонемент в бассейн на полгода за 12 тыс. рублей. Но через два месяца ребенок заболел, и вы решили пока не ходить в бассейн. Чтобы определить сумму возврата, вначале нужно посчитать стоимость одного дня абонемента:
12 000 / 182,5 дня = 65,75 рубля.
Далее посчитаем сумму возврата:
12 000 — (61 день × 65,75) = 7 989,25 рубля.
Чтобы правильно рассчитать сумму возврата, обязательно проверьте, какие правила указаны в вашем договоре.
Как вернуть деньги за абонемент: кратко
- Если вы купили абонемент по абонентскому договору, то вернуть деньги не получится. По Гражданскому кодексу в этом случае клиенты обязаны оплачивать услуги, даже если ими не пользуются.
- Деньги за абонемент, купленный по договору об оказании услуг или по публичной оферте, вернуть можно. Причем клиенту для этого не обязательна причина.
- Деньги могут вернуть не полностью, а за вычетом расходов, которые понес исполнитель. Как правило, сейчас просто возвращают разницу между стоимостью абонемента и уже использованными посещениями.
- Организации не могут штрафовать или брать комиссию за отказ от абонемента. Если с вас требуют подобное, обращайтесь в Роспотребнадзор.
- Если срок действия абонемента истек, то деньги вернуть не получится, даже если вы ни разу им не воспользовались.