Кассовый разрыв: как бизнесу рассчитаться с долгами, если нет денег

Дата публикации: 21.07.2024 17:00
3 775
Время прочтения: 9 минут
Кассовый разрыв: как бизнесу рассчитаться с долгами, если нет денег

Содержание статьи

Показать
Скрыть

Если у компании есть прибыль, но не хватает денег на регулярные расходы, скорее всего, ее настиг кассовый разрыв. Рассказываем, что это такое, почему он появляется и как его предотвратить.

Что такое кассовый разрыв

Кассовый разрыв — это ситуация, когда у бизнеса есть прибыль, но не хватает денег на операционные расходы, например, на зарплату сотрудникам или поставщикам. К операционным расходам относят постоянные траты, без которых невозможно стабильно вести бизнес. Это:

  • плата за аренду и коммунальные услуги;
  • зарплата сотрудникам;
  • страховые взносы;
  • сырье и расходные материалы;
  • обслуживание техники;
  • расходы на логистику и маркетинг;
  • отчисления на амортизацию;
  • платежи по кредитам;
  • оплата услуг других компаний;
  • административные расходы.

При этом не нужно путать кассовый разрыв с дефицитом денежных средств из-за убыточности бизнеса. Кассовый разрыв предполагает временную нехватку денег, когда в будущем ожидается подтвержденный доход, с помощью которого получится покрыть расходы.

Причины появления кассового разрыва в бизнесе

Кассовый разрыв может быть следствием, например, сезонности бизнеса, периода уплаты налогов или непредвиденных ситуаций.

К распространенным причинам кассового разрыва можно отнести:

Неверную финансовую модель. В идеальной ситуации бизнес должен получать больше, чем тратить. Если месячные убытки можно покрыть из внутренних резервов компании, то квартальный или годовой дефицит может сделать задолженность компании критической. Из-за этого кассовый разрыв может существенно ухудшить ситуацию в бизнесе.

Ошибки при планировании бюджета. Кассовый разрыв может возникнуть, когда предприниматель неправильно рассчитывает сумму расходов и доходов или в принципе не имеет графика платежей. При этом компания может оставаться в плюсе, но из-за неверных дат платежей и зачисления средств может возникнуть кассовый разрыв.

Рост дебиторской задолженности. Иногда партнеры по бизнесу могут отдавать средства не вовремя, тогда это может привести к дефициту денежных средств. Поэтому даже при эффективной финансовой модели и хороших показателях прибыли важно учитывать риски неоплаты долга дебиторами вовремя.

Кассовый разрыв также может произойти, если предприниматель часто дает клиентам рассрочку или отсрочку платежей.

Избыток товара на складах. Если продукция копится на складе и долгое время ее никто не покупает, это может привести к нехватке денег в оборотных фондах. Такая ситуация может означать, что бизнес неэффективно управляет ресурсами компании, а значит, в ней возможны временные кассовые разрывы. 

Сюда же можно отнести ошибки в закупках. При изменении спроса на товар компанию может ждать кассовый разрыв. Такое может произойти, если бизнес заказал новый товар, но не изучил спрос на него у своей целевой аудитории. 

Сезонность бизнеса. Кассовый разрыв может произойти, если товары или услуги компании востребованы только в определенное время, а расходы на заработную плату и аренду постоянные. Если предприниматель не подготовится к низкому сезону, компанию может ожидать кассовый разрыв.

Финансовые услуги для бизнеса

Последствия кассового разрыва

Кассовый разрыв может привести к негативным последствиям для компании.

Уход квалифицированных сотрудников. Из-за кассового разрыва могут возникнуть задержки с заработной платой, однако мириться с этим сотрудники не всегда готовы.

Нарушение деловых связей. Контрагенты могут посчитать компанию ненадежным партнером и отказаться от сотрудничества с ней. Из-за этого компании станет сложнее сохранить достигнутый уровень прибыли и найти новых партнеров.

Штрафы. Из-за несвоевременных трансакций компании могут грозить штрафы и пени по контрактам.

Потеря возможной прибыли. Из-за перерывов в поставке расходных материалов могут приостановиться производственные процессы, а значит и снизиться доходы компании. Поскольку точно определить размер убытков заранее сложно, последствия кассового разрыва для бизнеса могут быть очень ощутимыми.

Примеры кассового разрыва в компании

Индивидуальный предприниматель занимается изготовлением сувенирной продукции для компаний. Его частыми покупателями являются корпоративные клиенты и госорганизации в период праздников. В течение года могут наблюдаться спады продаж, поэтому возникают кассовые разрывы, когда у предпринимателя нет средств на оплату мастерской и коммунальный услуг.

К апрелю 2024 года на счету предпринимателя осталось 70 тыс. рублей. При этом клиенты получили сувенирную продукцию, но попросили отсрочку платежа на две недели. При этом предпринимателю необходимо заплатить 40 тыс. рублей за материалы. Это стало причиной кассового разрыва. Чтобы ликвидировать разрыв, предприниматель воспользовался кредитной картой с длительным грейс-периодом.

Бизнес-счета с бонусами за обслуживание*

Бизнес-счета от УБРиР. 100% кэшбэк по бизнес-карте. Предприниматели, которые откроют расчетный счет в банке до 31 августа, получат 100% кэшбэк в первый месяц на любые покупки по бизнес-карте.


Бизнес-счета от ОТП Банка. Новые клиенты, которые откроют расчетный счет до 30 августа, получат год обслуживания бесплатно.


Бизнес-счета от Локо-Банка. По некоторым счетам доступны бонусы и бесплатное обслуживание навсегда или на три месяца.


* Условия по бизнес-счетам актуальны на момент публикации 
 

Как рассчитывается кассовый разрыв

Для расчета кассового разрыва можно использовать формулу:

ДС + П − Р = ОДС, где:

  • ДС — денежный остаток на счетах компании к началу нового отчетного периода;
  • П — поступления в бюджет компании;
  • Р — регулярные расходы компании;
  • ОДС — остаток денежных средств на счетах на момент окончания отчетного периода.

Например, компания «Иванов и Ко» специализируется на обработке леса и имеет следующие показатели:

  • ДС — 500 тыс. рублей;
  • П — 700 тыс. рублей;
  • Р — 1,5 млн рублей.

К началу отчетного периода в оборотном фонде компании было 500 тыс. рублей. По отчетам фактическая прибыль за этот период составила 1,3 млн рублей, однако контрагенты попросили об отсрочке платежей и перечислили только 700 тыс. рублей. Таким образом, кассовый разрыв компании составил 300 тыс. рублей: 500 000 + 700 000 — 1 500 000 = — 300 000.

Избежать дефицита можно было, если бы клиенты перечислили всю оплату сразу. 

Как избежать кассового разрыва

Сформируйте финансовую подушку безопасности. Для этого можно откладывать определенный процент с прибыли. В идеальном случае размер финансовой подушки безопасности должен составлять сумму, которая позволит компании обходиться без выручки около шести месяцев.

Обязательно составляйте график платежей для заказчиков и подрядных организаций. Прикладывайте этот документ к договору.

Отмечайте даты денежных поступлений и предстоящих расходов. Это поможет в анализе финансовых операций в компании и прогнозировании кассового разрыва.

Пропишите в договоре размер неустойки — это сумма, которую контрагент должен заплатить за каждый день просрочки.

Определите комфортный график платежей. Часто выплаты приходят в первые числа месяца. Вы можете договориться с контрагентами о смене дат для ежемесячных платежей, чтобы избежать кассового разрыва.

Используйте современные инструменты для сбора данных и контроля финансов. Для планирования доходов и расходов можно использовать электронные таблицы и специальные сервисы с платежным календарем. Так вы сможете распределять затраты по приоритетам и видеть статистику по каждой категории, чтобы заранее спрогнозировать дефицит средств.

Введите электронный документооборот. Автоматизация обмена документами позволяет ускорить поступление оплаты от клиентов. Кроме того, система электронной документации позволит увидеть проблемы с оплатой счетов.

Привлеките финансовых консультантов. Они проанализируют процессы компании и предложат новые решения для минимизации рисков финансовых разрывов.

Что делать в преддверии кассового разрыва

Если превентивные меры не помогли, в зависимости от ситуации и бизнес-модели можно предпринять следующие меры.

Договориться с кредиторами об отсрочке или рефинансировании кредита. Например, разбить платеж на несколько небольших и вносить средства по мере поступления средств. Не стоит скрывать от контрагентов причину отсрочки платежей. Иначе они посчитают, что у вас есть проблемы с бизнесом. При этом важно помнить, что партнеры не обязаны соглашаться на отсрочку платежей, потому что тоже рискуют получить кассовый разрыв в своей компании. Кроме того, контрагенты могут обратиться в суд с заявлением о банкротстве предпринимателя, если сумма долга превышает полмиллиона рублей, а просрочка платежей свыше 300 тысяч рублей длится дольше трех месяцев.

Договориться с должниками об ускоренных выплатах. Если должник не планирует возвращать долг, придется обращаться в суд. Однако стоит помнить, что в этом случае получение средств может растянуться на месяцы.

Пересмотрите расходы. Возможно, стоит отказаться от трат, без которых компания может продолжить деятельность и не ухудшить качество продукции. Часто сокращения расходов можно добиться благодаря сокращению затрат на расходные материалы, а также в результате пересмотра условий сделок. При правильной оптимизации расходов можно существенно минимизировать риски для компании.

Используйте личные средства. Если устранить дефицит в оборотных фондах по-другому не получается, индивидуальный предприниматель может использовать собственные средства. А вот юрлицу закрыть кассовый разрыв за счет собственных средств сложнее: ему придется оформлять передачу средств или беспроцентный займ от участника уставного капитала.

Используйте овердрафт. Чтобы закрыть временный кассовый разрыв, банки предлагают услуги овердрафта. С помощью него можно получить кредитные средства на короткий срок. За каждый день задолженности банк начисляет проценты, но если вернуть средства в тот же день, переплата может составить 0 рублей. 

Основное преимущество овердрафта в том, что платить за кредитный продукт не нужно, чтобы пользоваться средствами со счета. Однако проблемы могут возникнуть, если не вернуть задолженность в определенный срок.

Оформите кредит. Это полезно для сезонного бизнеса, падение выручки в котором предсказуемо. Если кассовый разрыв происходит регулярно, можно оформить бизнес-карту, чтобы не задерживать обязательные платежи и выплату заработной платы сотрудникам.

Бизнес-карты с грейс-периодом от 100 дней

Предупредите сотрудников, партнеров и арендодателей о возможных задержках платежей. Предложите им пересмотреть график платежей и подготовьте гарантийные письма.

Что не нужно делать во время кассового разрыва

Не повышайте цену, иначе вы рискуете остаться без покупателей. Можно попробовать оформить краткосрочный кредит или рассрочку платежей.

Не стоит продавать имущество компании. Это поможет устранить кассовый разрыв, однако вы рискуете продать имущество по заниженной стоимости или выпустить некачественную продукцию из-за нехватки оборудования. Кроме того, вы сможете не выполнить заказы, если продадите часть производственного оборудования.

Не стоит резко снижать стоимость товаров, так вы рискуете разрушить бизнес-модель.

Финансовые инструменты для покрытия кассового разрыва

Предприниматели могут прибегнуть к внешнему финансированию, чтобы предотвратить и устранить кассовые разрывы. Заемные средства помогут поддержать объем оборотного капитала. Среди основных финансовых инструментов:

  • овердрафт — кредитование на сумму списания при нехватке собственных средств на счете. Например, предпринимателю необходима сумма в 120 тыс. рублей, а на счете есть только 100 тыс. В этом случае банк спишет 100 тыс. рублей со счета предпринимателя и заплатит за него 20 тыс. рублей. Однако эту сумму спишут с карты сразу же, как на ней появятся деньги. Лимит овердрафта устанавливает банк;
  • кредит и кредитная бизнес-карта;
  • факторинг — финансирование на сумму стоимости товаров и услуг с уступкой дебиторской задолженности. Факторинг не отображается на балансе компании в качестве финобязательства. Поступившие средства расцениваются как доход компании.
Оформить кредит на развитие бизнеса

Ответы на частые вопросы

Что такое кассовый разрыв простыми словами?

Кассовый разрыв — это ситуация, когда у компании временно не хватает денег на обязательные расходы. Например, на оплату аренды офисного помещения или заработной платы сотрудникам.

Что делать, если произошел кассовый разрыв?

Компания может отказаться от необязательных расходов или заморозить часть из них. Также можно оформить кредит или факторинг или договориться с клиентами об ускоренной оплате. В некоторых случаях можно договориться с партнерами о рефинансировании собственной задолженности.

Также важно предупредить партнеров, сотрудников и арендодателей о возможных задержках платежей.

Чем опасен кассовый разрыв?

Предприниматель может накопить долги, снизить маржу и потерять квалифицированных работников из-за задержки заработной платы и партнеров по бизнесу. Кроме того, бизнесу могут грозить штрафы и пени. В некоторых случаях бизнес рискует испортить свою деловую репутацию.

Что нужно знать о кассовом разрыве в бизнесе: главное

  • Кассовый разрыв — это временная нехватка  средств на обязательные расходы компании.
  • Кассовый разрыв может возникнуть, если предприниматель неверно посчитал сумму расходов и доходов и не составил график платежей. 
  • Чтобы избежать кассового разрыва, важно иметь финансовую подушку безопасности, следить за графиком платежей и брать комфортную предоплату с клиентов, которой бы хватило до конца проекта.
  • В качестве финансовых инструментов предприниматели могут рассмотреть овердрафт, кредиты или бизнес-карты и услуги факторинга.

 

Читать в Telegram
telegram icon

Обучение

Материалы по теме