Каждый год телефонные мошенники изобретают новые схемы обмана. Звонки с предложением перевыпустить полис ОМС — одна из них. Разобрались, в чем заключается опасность этого метода и как защитить себя от подобных угроз.
Как определить, что звонят мошенники
Мошенники в целом действуют по известным схемам с «сотрудниками службы безопасности банка», но теперь они выступают уже в роли специалистов медицинских страховых организаций. Позвонив человеку, они сообщают о проблемах с полисом, а далее просят срочно скачать приложение, подтвердить код из СМС или перевести деньги.
«По имеющейся у нас информации, мошенники просят перейти по ссылке, скачать «приложение Минздрава РФ» и ввести необходимые данные для оформления нового документа или оформить полис ОМС удаленно, через подтверждение кода из СМС. Однако эти действия позволяют получить удаленный доступ к устройству абонента, в том числе — войти в мобильный банк и личный кабинет на сайте «Госуслуг», — рассказал руководитель направления информационной безопасности страховой компании «Ингосстрах-М» Иван Першогуба.
Во Всероссийском союзе страховщиков (ВСС) предупреждают, что сотрудники страховых компаний никогда не уведомляют граждан о завершении срока действия полисов ОМС, в том числе и старого образца, потому что полисы ОМС являются бессрочными и их замена не требуется. Если же у застрахованного изменились личные данные или полис пришел в негодность, то нужно обратиться в свою страховую компанию самостоятельно.
Мошенники обычно используют несколько стандартных приемов, которые позволяют их легко распознать:
- Создание чувства срочности. Мошенники утверждают, что полис ОМС якобы истек, и срочно требуется его перевыпуск, иначе возможны проблемы с получением медицинской помощи.
- Требование личных данных. Злоумышленники могут просить вас назвать персональные данные, такие как номер полиса, СНИЛС, паспортные данные, код из СМС и даже банковские реквизиты.
- Непрофессиональный подход. Часто речь мошенников сопровождается неясными и неубедительными объяснениями.
- Подозрительные номера. Звонки могут поступать с неизвестных или скрытых номеров, часто из других регионов или даже стран, а также в мессенджеры.
- Сомнительные ссылки и предложения перейти на сторонние ресурсы. Мошенники могут отправлять ссылки на сайты, которые внешне похожи на официальные, но имеют другие доменные имена или содержат орфографические ошибки.
К каким данным хотят получить доступ мошенники
Мошенники, звонящие по поводу перевыпуска полиса ОМС, обычно пытаются получить:
- Номер полиса ОМС.
- СНИЛС (страховой номер индивидуального лицевого счета).
- Паспортные данные (серия и номер).
- Адрес регистрации и проживания.
- Контактные данные (номер телефона, электронная почта).
- Информация о банковских картах (номер, срок действия, CVV-код).
- Доступ к аккаунту на «Госуслугах».
Просьба скачать якобы приложение Минздрава также таит в себе опасность, так как жертве отправляется программа, которая позволяет получить удаленный доступ к смартфону, а далее войти в мобильный банк и вывести деньги. Такие программы также способны перехватывать коды из СМС для входа в банк или на сайт «Госуслуг».
«Мошенники становятся все изобретательнее, поэтому от их потенциальных жертв требуется все большая осторожность. В случае с обманом с полисами ОМС правила предосторожности стандартные: следить за новостями о новых способах мошенничества, не сообщать посторонним людям коды из СМС, а при возникновении сомнений положить трубку и позвонить в страховую или поликлинику самостоятельно и еще раз уточнить информацию», — предупреждает эксперт-аналитик Банки.ру Эряния Бочкина.
Аналогичные схемы мошенничества
Страховым компаниям известны и другие случаи мошенничества, связанные с ОМС. Так, по словам руководителя направления по рекламе и маркетингу ООО «СМК РЕСО-Мед» Марии Карповой, злоумышленники звонят якобы из поликлиники, чтобы записать на рентген, флюорографию или диспансеризацию (иногда настаивают, что это обязательно после эпидемии COVID-19). Подбирают дату и время, а затем просят подтвердить «запись» СМС-кодом с портала «Госуслуг», что приводит к потере доступа в учетную запись.
Еще один вариант — вместо СМС-кода отправляют «талон о записи» на мессенджер WhatsApp. После перехода по ссылке на «талон» мошенники могут получить доступ к устройству и банковским приложениям.
Как уберечься от мошенников: главное
Общие правила информационной безопасности неизменны, кто бы вам ни звонил:
- не переходите по посторонним ссылкам;
- не сообщайте никому коды из СМС, а для оформления полиса ОМС онлайн используйте только официальное приложение «Госуслуги»;
- не сообщайте по телефону данные полиса ОМС, СНИЛС, паспортные и банковские данные. Официальные органы никогда не запрашивают такую информацию в телефонном режиме;
- если сомневаетесь, что вам звонят из компании, положите трубку и перезвоните по официальному телефону, указанному на сайте компании или на «Госуслугах»;
- регулярно проверяйте новости и будьте в курсе актуальных мошеннических схем, чтобы быть готовым к подобным ситуациям.
«Представители страховых медицинских организаций действительно, выполняя требования законодательства ОМС, по телефону информируют своих клиентов о необходимости прохождения бесплатной диспансеризации, напоминают о посещении врача в рамках диспансерного наблюдения, проводят опросы о качестве полученной медицинской помощи, но никогда не просят сообщить код из СМС. Мы советуем не отказываться от взаимодействия со своей страховой компанией, но всегда быть максимально осмотрительными!» — отмечает Иван Першогуба.