Терминал-призрак

Дата публикации: 09.11.2009 09:00
5 076
Время прочтения: 4 минуты
Источник
Banki.ru
Темы

В редакцию Банки.ру обратилась москвичка, которая с помощью платежного терминала попыталась пополнить счет своего мобильного телефона. Обеспокоившись тем, что деньги долго не поступают, она решила позвонить в банк, название которого значилось в квитанции. Поиск в Интернете показал, что еще месяц назад у кредитной организации была отозвана лицензия.

«Слава богу, я лишь 100 рублей положила, — рассказывала женщина. — Не так и жалко будет, если пропадут. Но терминал находится в крупном торговом центре, там много людей, многие за что-то платят, и не всегда только по 100 рублей».

В квитанции стояло название банка — ООО «КБ «Либра». Лицензия у кредитной организации действительно была отозвана 8 октября 2009 года «в связи с неисполнением федеральных законов, регулирующих банковскую деятельность, и нормативных актов Банка России». Согласно сообщению ЦБ, «банк не создавал адекватные резервы на возможные потери по ссудам, не соблюдал значения обязательных нормативов, а также представлял в Банк России существенно недостоверную отчетность».

Вместе с тем в торговом центре «12 месяцев» возле станции метро «Тульская» платежный терминал с надписью «Либра» исправно продолжал принимать платежи. Но не стоит спешить обвинять банк в непорядочности: деньги на счет мобильного телефона обратившейся в Банки.ру москвичке все-таки пришли. Она производила платеж утром — средства поступили вечером. В компании МТС объяснили, что в тот день были множественные задержки платежей по техническим причинам.

Корреспондент Банки.ру также вносила средства на счет своего мобильного телефона через терминал «Либры» в пятницу, 6 ноября. Кстати, комиссия при платеже в 100 рублей составляет 7%. Деньги поступили на счет через час. Долго, но в принципе терпимо. Однако этим вопрос не был закрыт: может ли банк, у которого отозвана лицензия, принимать платежи через терминал?

«Банк не должен этого делать», — с некоторой долей сомнения ответили на вопрос Банки.ру по телефону горячей линии в Московском ГТУ Банка России и предложили направить по почте письмо на имя председателя временной администрации, назначенной в «Либре». Дозвониться в банк не удалось, но получилось отыскать работников этой кредитной организации.

«Да, наш банк был дилером платежной системы «КиберПлат». Не как банк, а как юридическое лицо, — рассказала сотрудница «Либры». — Но с января текущего года мы не работаем с терминалами». По ее словам, устройство, установленное в ТЦ «12 месяцев» на Тульской, действительно принадлежит банку — но чисто физически. Раньше, когда «Либра» работала с этой платежной системой, она перечисляла туда на счет деньги авансом, которые в процессе внесения платежей через терминал с этого счета списывались. «Я не знаю, почему сейчас в квитанции указан наш банк, — удивилась она. — Может быть, что-то забыли перепрограммировать, а платежи уже осуществляет другой дилер?»

Ответить на этот вопрос могли только в платежной системе «КиберПлат» — ведь там должен быть актуальный перечень дилеров системы. Однако официальный комментарий получить там в минувшую пятницу не удалось, хотя корреспонденту Банки.ру пообещали разобраться и сообщить о результатах.

«Вполне вероятна ситуация, в которой банк просто по каким-то причинам формально не расторгнул договор с платежной системой, — предполагает исполнительный директор консалтинговой группы «Аспект» Артем Генкин. — Может быть, организация намеренно или не намеренно забыла проинформировать своих контрагентов. Подобная забывчивость по-человечески легко объяснима — в момент потери лицензии у них и без этого была масса головной боли».

Может, и не стоило беспокоиться: через этот загадочный терминал пока все-таки удается совершать успешные платежи — пусть они и проходят с задержками. Но истина, как говорится, дороже. Собеседница Банки.ру из «Либры» полагает, что в устройстве забыли что-то перепрограммировать. Но если банк не работает с терминалами почти год — не слишком ли долго длится такая забывчивость? И где гарантия того, что деньги, которые граждане вносят через мигающее приемное окошко, поступят на счет сотового оператора или интернет-провайдера? И кто в итоге извлекает наличку из платежного терминала?

«Возможен вариант, что банк «Либра», условно говоря, проавансировал «КиберПлату» будущие платежи, — предположил Артем Генкин. — В таком варианте платежная система воспринимает сумму аванса как свое обязательство перед банком, которое она должна выполнять. на счете в платежной системе, и это является ее обязательством перед банком. Когда остаток на лицевом счете банка в платежной системе станет нулевым, обязательства системы перед банком закончатся».

Артем Генкин считает, что если ситуация действительно складывается таким образом, то обычные граждане по большому счету ничем не рискуют: все-таки владельцем терминала является банк, а не ООО с мизерным уставным фондом. «Когда закончится аванс, «КиберПлат», думаю, просто прекратит принимать платежи, — полагает он. — И при попытке гражданина внести деньги для совершения платежей на экране терминала должна будет появиться надпись «Терминал не работает».

На сегодня в России установлено около 400 тыс. терминалов по приему платежей населения. Ожидается, что общий оборот по ним в 2009 году составит 632 млрд рублей. В отрасли так называемых альтернативных платежей работает более 15 тыс. агентов. И если кто-то что-то забудет, очень сложно будет потом найти иголку в стоге сена. Случаи мошенничества с помощью платежных терминалов — когда с людей собираются деньги, а машина потом просто исчезает — пока единичны. Однако, возможно, гражданам стоит быть более осмотрительными и не пользоваться устройствами, статус владельца которых может вызывать сомнения.

Татьяна ТЕРНОВСКАЯ, Banki.ru

Читать в Telegram
telegram icon

Обучение

Материалы по теме