Вчера Банк России сообщил о назначении Геннадия Меликьяна первым заместителем председателя правления, курирующим банковский надзор. Когда после убийства Андрея Козлова господин Меликьян стал главой комитета, в банковском сообществе посчитали это назначение временным. Однако другой кандидатуры на должность первого зампреда у председателя банка Сергея Игнатьева не нашлось. Участники рынка каких-либо радикальных решений от Геннадия Меликьяна не ждут.
Вчера была разрешена главная интрига банковского сектора последних нескольких месяцев — Банк России официально назвал имя преемника Андрея Козлова. Как сообщил департамент внешних и общественных связей Банка России, первым заместителем председателя правления, курирующим банковский надзор, 1 февраля 2007 года назначен зампред ЦБ, руководитель главной инспекции кредитных организаций (ГИКО) Банка России Геннадий Меликьян. Руководителем ГИКО стал замдиректора департамента банковского регулирования и надзора Владимир Сафронов.
В новом качестве Геннадия Меликьяна представил вчера банковскому сообществу первый исполнительный вице-президент ассоциации региональных банков «Россия» Александр Мурычев на традиционной ежегодной встрече банкиров с руководством ЦБ в подмосковном пансионате «Бор». Как сообщил Ъ один из участников встречи, господин Меликьян «никак не прокомментировал свое назначение, просто поднялся с места и кивнул присутствующим».
Место первого зампреда ЦБ оставалось вакантным с 13 сентября прошлого года, когда был убит Андрей Козлов. 21 сентября Геннадий Меликьян, занимавший тогда пост главного инспектора и зампреда ЦБ, был назначен вместо Андрея Козлова председателем комитета банковского надзора. До прихода в ЦБ в 2003 году Геннадий Меликьян в 1992—1997 годах возглавлял Министерство труда, в 1997—2003 годах работал зампредом правления Сбербанка, а в 2003 году был назначен руководителем главной инспекции кредитных организаций Банка России.
В сентябре 2006 года, когда господин Меликьян возглавил комитет банковского надзора ЦБ и, таким образом, приступил к исполнению части функций Андрея Козлова, эксперты говорили о преемственности в надзорной политике. Однако многие обратили внимание на то, что еще одну должность своего предшественника — ранга первого зампреда ЦБ — Геннадий Меликьян так и не получил. Источники Ъ в администрации президента говорили о том, что назначение Геннадия Меликьяна «техническое», подчеркивая, что комитет должен работать, а поиск главы надзора продолжается и должность первого зампреда ЦБ, курирующего банковский надзор, получит человек, который в большей степени сможет соответствовать требованию президента по усилению контроля в банковской сфере.
Некоторые участники рынка восприняли назначение господина Меликьяна скептически. «Пока назначение Меликьяна никак не отразилось на качестве банковского надзора, он по-прежнему на низком уровне,— сказал президент Московской международной валютной ассоциации Алексей Мамонтов.— Геннадий Меликьян не та фигура, которая способна искоренить коррупцию в надзорном блоке».
Большинство опрошенных Ъ экспертов полагают, что господин Меликьян продолжит проводить линию ЦБ по усилению надзора и очищению банковской системы. Зампред комитета по кредитным организациям и финансовым рынкам Павел Медведев назвал назначение Геннадия Меликьяна «очень естественным». «С первого дня прихода в ЦБ Меликьян занимался надзором,— заявил Ъ Павел Медведев.— Назначение было вопросом времени: Игнатьев (глава ЦБ.— Ъ) — человек очень консервативный, в суете решений не принимает, а после трагической смерти Андрея Козлова он должен был выдержать длинную паузу». «Геннадий Меликьян серьезный аналитик, профессиональный, последовательный и либерально мыслящий, к тому же работал в тесном контакте с Андреем Козловым»,— соглашается президент Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян. Комментаторы сходятся во мнении, что кардинальных изменений в надзорной политике ЦБ после назначения господина Меликьяна ожидать не стоит. «Политика Андрея Андреевича (Козлова.— Ъ) была курсом ЦБ, а не его личной,— сказал Павел Медведев.— Геннадий Меликьян ее продолжит». А один из банкиров заявил Ъ, что новый зампред ЦБ человек «более мягкий, чем Андрей Козлов» и скорее предпочтет «работать в тени и не делать громких заявлений». «Вопрос в том, хватит ли ему мужества»,— отметил банкир. «Если раньше банковский надзор ассоциировался с фигурой Андрея Козлова, то сейчас сложилось впечатление, что ЦБ решил взять коллегиальную ответственность за этот сектор, назначив менее яркую фигуру на пост главы надзорного блока и одновременно утвердив в качестве членов совета директоров ближайших соратников Андрея Козлова — Алексея Симановского и Михаила Сухова,— добавил другой банкир, присутствовавший вчера на встрече в Бору.— Все они во главе с Игнатьевым присутствовали на вчерашней встрече, а раньше за всех отдувался один Андрей Козлов».
Анна ИНОЗЕМЦЕВА
РЕПЛИКИ
Известия, «Андрею Козлову нашли замену»:
«В Банке России снова полный комплект первых зампредов. Пустующее более четырех месяцев кресло, которое до своей гибели занимал Андрей Козлов, вновь обрело хозяина. Как сообщил в четверг департамент внешних и общественных связей ЦБ, c 1 февраля 2007 года новым первым зампредом Банка России назначен Геннадий Меликьян.
В банковской среде никто не сомневался, что, назначая себе нового первого зампреда, глава ЦБ Сергей Игнатьев остановит свой выбор на Геннадии Меликьяне. Ведь он был одним из ближайших соратников Андрея Козлова, особенно при формировании системы страхования вкладов. И если первый был идеологом, то второй больше занимался практической работой «на полях», если так можно выразиться. К тому же в конце сентября прошлого года на Меликьяна уже возложили обязанности председателя комитета банковского надзора, которые до своей гибели выполнял Андрей Козлов. Именно поэтому основная часть банкиров уверена, что с появлением нового первого зампреда никаких принципиальных изменений в устоявшейся системе не будет.
Но одно существенное отличие от предшественника есть. Если Андрей Козлов был самым молодым первым зампредом, то Геннадий Меликьян, наоборот, старше остальных. Более того, его с полным правом можно назвать и более маститым чиновником. Еще в годы Советского Союза он сделал хорошую карьеру на государственной службе в Совете Министров СССР.
После развала Союза Меликьян на некоторое время покинул госслужбу. Но снова вернулся на нее уже в 1992 году, возглавив Министерство труда (в 1996 году было переименовано в Министерство труда и соцразвития). И только в 1997 году он стал заниматься банковской деятельностью, заняв должность зампредправления Сбербанка. Через шесть лет его позвали в Центробанк, где он до четверга дня руководил главной инспекцией кредитных организаций и был зампредом.
В банковской среде никто не сомневался, что, назначая себе нового первого зампреда, глава ЦБ Сергей Игнатьев остановит свой выбор на Геннадии МеликьянеУчасток работы, который курирует Геннадий Меликьян, синекурой не назовешь. Ведь убийство его предшественника многие связывают с его профессиональными обязанностями. Тем более что в последнее время к деятельности Центробанка, особенно к сфере банковского надзора, проявляют повышенный интерес проверяющие органы. Напомним, что Счетная палата активно добивается сейчас возможности проверить работу ЦБ.
С 1991 года в России не стало почти 2000 банков
С момента основания национальной банковской системы в России были закрыты 1906 банков. 407 из них были ликвидированы по решению акционеров в связи с реорганизацией (присоединением к другим банкам) или иным причинам. Но отзыв лицензии у 1499 кредитных организаций стал последствием деятельности Банка России. Такие данные содержатся в исследовании, проведенном информационным порталом Banki.ru.
Интересно, что до 2004 года лицензии Банк России отзывал в основном у тех своих подопечных, которые не представляли финансовую отчетность. Но после громкого прецедента с Содбизнесбанком (а именно с этого момента ведут отсчет летнему кризису 2004 года) основная формулировка — те или иные нарушения закона «Об отмывании…».
Бизнес, «ЦБ меняет гнев на милость»:
«По мнению экспертов, политика ЦБ в отношении борьбы с отмыванием денег не претерпит серьезных изменений: господин Меликьян, который был ее соавтором, просто вышел из тени.
Финансисты стесняются сравнивать нынешнего первого зампреда с прежним, но отзываются о нем исключительно лестно и утверждают, что эффекта новой метлы, которая по-новому метет, вероятно, не будет. Последние два года Козлов вместе с Меликьяном работали в тандеме, политика жесткой борьбы с отмыванием денег была плодом их совместной работы. «Вряд ли в связи с назначением можно ждать каких-то изменений в политике Банка России. Оно может свидетельствовать скорее о преемственности того курса, который проводился Банком России в последние годы»,— отмечает финансовый директор Банка Москвы Юрий Максутов. «У него есть необходимые для такой работы огромный опыт руководящей деятельности и, что еще более важно, жизненная мудрость»,— сказал президент НОМОС-банка Дмитрий Соколов. «Абсолютно логичное назначение, которое отражает общую последовательную политику всей организации. Геннадий Меликьян является профессионалом высокого уровня и имеет большой опыт работы в банковском секторе»,— прокомментировал председатель правления Собинбанка Владимир Рыкунов.
Опрошенные «Бизнесом» банкиры не исключают, что Геннадий Меликьян все же станет не таким харизматичным борцом с банковскими правонарушителями, каким был в свое время Андрей Козлов. «Безусловно, как руководители Меликьян и Козлов сильно отличаются. Если нынешний первый зампред спокойный, рассудительный и фундаментальный руководитель, то у господина Козлова были такие черты, как импульсивность, вспыльчивость и даже жесткость. Но сейчас банку не нужна жесткость или диктаторский режим — нужен мудрый и спокойный руководитель»,— считает руководитель проекта национального развития Андрей Черепанов (бывший глава департамента иностранных операцийЦБ).
К тому же, отмечают эксперты, новый глава банковского надзора явно неконфликтная личность. «Меликьян везде приходится ко двору как рассудительный и адекватный человек»»,— рассказал «Бизнесу» председатель подкомитета Госдумы по банковскому законодательству РФ Павел Медведев. Для российской банковской системы, которая до сих пор взбудоражена массовыми отзывами лицензий по закону № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», это вполне разумная кандидатура.
С одной стороны, в плане борьбы со злоупотреблениями ничего не меняется, с другой- появился человек, известный своей политкорректностью».
Российская газета, «Геннадий Меликьян ответит за надзор»:
«Геннадий Меликьян работает в ЦБ четвертый год, а с 2006 года он является членом совета директоров Банка России и возглавляет комитет банковского надзора. Как сообщает ПРАЙМ-ТАСС, Меликьян и на новом посту будет курировать банковский надзор.
Напомним, что на посту председателя комитета банковского надзора Меликьян сменил Андрея Козлова, который скончался в результате совершенного на него покушения.
Таким образом, должности первых заместителей председателя Банка России теперь занимают Алексей Улюкаев, Георгий Лунтовский, Геннадий Меликьян и Татьяна Парамонова. Парамонова при этом не является членом совета директоров Банка России.
Предыдущее место работы Меликьяна — руководителя инспекции кредитных организаций Банка России — занял заместитель директора департамента банковского регулирования и надзора ЦБ Владимир Сафронов.
Геннадий Меликьян работал в комитете банковского надзора, занимающемся лишением лицензий, еще при Козлове. Через два дня после вступления в должность руководителя комитета он уже подписал приказ об отзыве лицензий двух банков. И с той поры отзывы лицензий продолжились с той же регулярностью. По мнению председателя Комитета Госдумы по кредитным организациям Владислава Резника, свой профессионализм Меликьян доказал, возглавляя службу инспектирования при отборе банков в систему страхования, и это могло стать решающим фактором при его назначении. Политика Центробанка в области надзора при Меликьяне, очевидно, не изменится, считает депутат.
ПРОЦЕСС
Вчера же Банк России отозвал лицензию у банка «Городской клиентский». Как говорится в сообщении департамента внешних и общественных связей ЦБ, «Городской клиентский» банк «не исполнял в срок платежные поручения клиентов, представлял недостоверную отчетность, не выполнял требования регулятора об отражении в отчетности неисполненных обязательств перед кредиторами и о передаче в ЦБ неоплаченных расчетных документов клиентов». По состоянию на 30 января 2007 года Банку России были переданы неоплаченные расчетные документы клиентов банка на общую сумму порядка 21 млн. рублей. За допущенные нарушения в течение последних двенадцати месяцев к кредитной организации неоднократно применялись принудительные меры воздействия, отмечает регулятор.
Между тем с 1991 года в России прекратили существование уже 1906 банков, как подсчитали аналитики Banki.ru. Большинство из банков «сошли с дистанции» не по своей воле — у них была отозвана лицензия по решению Банка России.
Досье «РГ»
Геннадий Меликьян родился 27 ноября 1947 года в городе Кропоткине Краснодарского края. В 1979 году окончил экономический факультет Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова. С 1986 по 1991 год — помощник начальника управления делами Совета министров СССР, начальник отдела Государственной комиссии Совета министров СССР по экономической реформе, заместитель председателя Государственного комитета России по экономической реформе. С июня 1992-го по август 1996 года — министр труда РФ. С августа 1996-го по апрель 1997 года — министр труда и социального развития РФ. Со 2 апреля 2003 года — заместитель председателя Банка России — руководитель Главной инспекции кредитных организаций Центрального банка Российской Федерации. С 21 сентября 2006 года — председатель комитета банковского надзора Банка России».
ЕЩЕ ОДНО НАЗНАЧЕНИЕ
Ведомости, «Новый инспектор»:
«Новым начальником Главной инспекции кредитных организаций ЦБ стал замдиректора надзорного департамента Владимир Сафронов. Все последние назначения в Банке России — сигнал о продолжении жесткой линии банковского надзора, отмечают банкиры.
Главная инспекция кредитных организаций (ГИКО) занимается проверками банков. В задачи инспекции входит лишь сбор информации о банках и ее изучение, а анализом отчетности занимается надзорный департамент. Руководство ГИКО не встречается с топ-менеджерами банков, которые изучает, — этим занимаются проверяющие группы. До последнего времени инспекцию возглавлял зампред ЦБ Геннадий Меликьян, назначенный на днях первым зампредом. Место Меликьяна в ГИКО займет Владимир Сафронов, бывший замдиректора департамента банковского регулирования и надзора ЦБ, сообщил вчера «Ведомостям» источник в Банке России.
«Участок для него [Сафронова], конечно, новый, но я убежден, что он справится», — цитирует «Прайм-ТАСС» напутствие директора надзорного департамента ЦБ Алексея Симановского, под началом которого трудился Сафронов. Это высокопрофессиональный руководитель, отмечает Симановский. «Он порядочный человек и большая умница», — хвалит Сафронова вице-президент Ханты-Мансийского банка Владимир Мехряков, учившийся с ним вместе в аспирантуре.
Сафронову 50 лет, он доктор экономических наук, диссертацию защищал в Академии управления по теме, связанной с трудовыми отношениями. В ЦБ новый начальник ГИКО работает более 12 лет, с 2001 г. — на должности замдиректора надзорного департамента. Связаться с Сафроновым вчера не удалось — он находился в Бору на традиционной встрече руководства Центробанка с российскими банкирами.
Сафронов является опытным специалистом, «он же тысячу лет работает в ЦБ», пытается объяснить логику назначения нового руководителя ГИКО председатель правления Оргрэсбанка Игорь Коган. Это очень ответственный человек, умеющий принимать взвешенные решения, отзывается о старом знакомом Мехряков. Умение семь раз отмерить и один — отрезать должно помочь Сафронову в его работе, уверен банкир.
Руководство ЦБ дает понять банковскому сообществу, что политика жесткого надзора, которую проводил убитый в сентябре прошлого года первый зампред ЦБ Андрей Козлов, будет продолжена, рассуждает Коган. Об этом свидетельствуют последние назначения в Центробанке: Меликьяна — первым зампредом, курирующим надзор, Симановского и директора департамента лицензирования и финансового оздоровления Михаила Сухова — членами совета директоров ЦБ и, наконец, Сафронова — начальником ГИКО, резюмирует Коган».