Не всегда богатый клиент является для банка желанным. Некоторые кредитные организации, перед тем как открыть вклад или счет на крупную сумму денег, пытаются выяснить их происхождение, запрашивая у клиента дополнительные документы.
Внутренние инструкции в обход закона
В теории банки рады любому вкладчику, особенно крупному, приносящему большие деньги на длительный срок. Однако VIP-клиенту не стоит удивляться, если его попросят объяснить происхождение этих средств.
Пользователи портала Банки.ру часто интересуются, как отреагирует банк на открытие счетов и вкладов на большие суммы. Например, посетитель под ником sny спрашивает, может ли банк попросить у него подтверждения доходов при депозите в 1 млн рублей.
У посетителя под ником mashulchik другая ситуация. «Я официально неработающая, но живу с достаточно состоятельным человеком, который мне выделяет значительные, скажем так, суммы на карманные на расходы, — пишет она. — Я открыла в одном из российских банков счет и периодически его пополняю, накоплю скоро значительную сумму. Не возникнет ли у кого вопросов, откуда у нерабочего человека такие средства?»
Некоторые посетители делятся опытом. Например, Sergey7 рассказывает, как его знакомый положил в Райффайзенбанк деньги, «вырученные от продажи маминой квартиры». «Пришлось показать договор купли-продажи и подтвердить родство с мамой», — замечает он.
Формально законодательство не предусматривает требований к проверке легальности денег вкладчиков. «Закон о противодействии отмыванию преступных доходов не устанавливает обязательный контроль со стороны банка, если вкладчик открывает депозит на свое имя, — указывает руководитель банковской практики компании «Пепеляев групп» Лидия Горшкова. — Если бы клиент открывал вклад на предъявителя или переводил деньги в пользу третьих лиц на сумму свыше 600 тысяч рублей, то тогда бы банк был обязан передать информацию о таких операциях в Росфинмониторинг».
Это правило распространяется и на пополнение вклада: если клиент за счет своих средств довносит деньги на депозит, то к нему никаких вопросов возникнуть не должно. Если же средства поступают от третьих лиц, банк может уделить таким переводам повышенное внимание.
Впрочем, как признаются сами банкиры, своими внутренними правилами они устанавливают требования по проверке легальности происхождения денег. «Каждый банк самостоятельно определяет ту сумму, выше которой он будет запрашивать дополнительные документы, подтверждающие законность происхождения денег. У кого-то это 600 тысяч рублей, у кого-то — несколько миллионов», — говорит на условиях анонимности сотрудник управления финмониторинга крупного банка.
В банках отмечают, что такими документами могут быть справка с места работы о размере зарплаты, копии документов, подтверждающих финансовые операции, например договор купли-продажи имущества, договор дарения и др.
Но отказать в открытии счета при этом банк может только в одном случае. «На текущий момент законодательство предусматривает лишь одну легитимную причину отказа — непредоставление клиентом документов, необходимых для его идентификации, — подчеркивает замначальника управления пассивных и комиссионных операций ВТБ 24 Мария Саенко. — Для физического лица — гражданина России документом, достаточным для его идентификации, служит паспорт гражданина Российской Федерации».
Один из банкиров признается, что кредитная организация откроет клиенту счет или вклад, даже если у него нет запрашиваемых документов, — так обязывает закон. Но при этом банк может поставить его на особый учет и внимательно будет следить за производимыми операциями.
«Когда клиент открывает вклад или счет на крупную сумму, нет оснований считать его подозрительным, — констатирует начальник юридического управления СДМ-Банка Александр Голубев. — Гораздо важнее операции, которые потом проходят по его счетам».
По словам Голубева, если у банка возникают подозрения, он должен направлять информацию по этим операциями в Росфинмониторинг, а тот уже, в свою очередь, может передавать сведения в налоговую службу, правоохранительные органы и т. д.
Причем, согласно закону об отмывании денег, полученных преступным путем, банкам запрещено информировать клиентов об этих действиях. «С января нынешнего года действует одно исключение — если клиент отказывается представить документы, предусмотренные законом, для проверки операции», — поясняет первый зампред правления Витас Банка Сергей Сергеев.
По закону банк не имеет права закрыть счет подозрительному клиенту, но, как правило, кредитные организации вводят заградительные тарифы, которые делают проведение операций невыгодным. «Некоторые клиенты пытаются оспорить эти тарифы в суде, однако судебная практика складывается в пользу банков», — говорит Голубев.
Западные банки строже
Впрочем, некоторые банки предпочитают перестраховаться и начинают проверять клиента еще до того, как он принес свои деньги. Позвонив в колл-центры крупнейших российских банков и кредитных организаций с иностранным капиталом, обозреватель Банки.ру выяснила, что безоговорочно крупные вклады (1—3 млн рублей) примут далеко не все.
Например, в Альфа-Банке сказали, что готовы открыть депозит на большую сумму, однако если она будет превышать 600 тыс. рублей, то информация о нем поступит в Росфинмониторинг.
В колл-центре Райффайзенбанка сообщили, что при оформлении вклада в размере свыше 600 тыс. рублей нужно будет предоставить доказательства происхождения этих денег: справку о доходах по форме 2-НДФЛ или другие документы.
В колл-центре ЮниКредит Банка заявили, что сотрудники вправе запросить дополнительные документы. «Но чаще всего не запрашивают», — уточнил оператор. Также о возможности таких запросов проинформировали в колл-центре ВТБ 24.
В Банке Москвы отметили, что информацию по всем документам могут предоставить только в отделении. Об отсутствии требований к подтверждению доходов вкладчика сообщили в колл-центрах Сбербанка, Промсвязьбанка, «Уралсиба».
Эксперты объясняют более жесткие требования иностранных банков к источнику доходов своих клиентов международными правилами. «Согласно западным стандартам, банки довольно строго подходят к проверке законности происхождения средств, — говорит Лидия Горшкова. — Поэтому возможно, что некоторые банки действуют в рамках требований группы».
В пресс-службе самого Райффайзенбанка сказали, что банк проводит идентификацию клиентов и их трансакций в соответствии с требованиями федерального законодательства, Банка России и своих внутренних процедур.
В западных странах, большинство из которых входят в группу разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (FATF), доказательство законности происхождения денег — одно из главных условий взаимовыгодного сотрудничества с банками.
Например, как рассказывают риелторы, специализирующиеся на недвижимости за рубежом, при открытии счета в банке для оплаты крупной покупки банк просит клиента предоставить документы, показывающие источник имеющихся средств.
Россия пока не член FATF, и законодательство РФ не предусматривает предъявления таких требований к клиенту. «Доказательство источника происхождения денег не имеет никакого отношения к банковскому вкладу, с точки зрения защиты персональных данных подобные требования недопустимы», — говорит Сергей Сергеев.
Если кредитная организация настойчиво просит клиента показать дополнительные документы, он может подать в суд и взыскать те проценты по вкладу, которые бы получил за все то время, когда банк отказывал в открытии депозита.
Татьяна АЛЕШКИНА, Banki.ru
Комментарии
Закон 115-ФЗ, статья 7 п.2
Правила внутреннего контроля разрабатываются с учетом рекомендаций, утверждаемых Правительством Российской Федерации, а для кредитных организаций - Центральным банком Российской Федерации по согласованию с уполномоченным органом, и утверждаются в соответствии с порядком, устанавливаемым Правительством Российской Федерации.
Таким образом, внутренние правила и инструкции банками разрабатываются не в обход, а во исполнение закона.
2. Автор пишет (цитата):
Закон 115-ФЗ, статья 7 п.3
3. В случае, если у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, на основании реализации указанных в пункте 2 настоящей статьи программ осуществления внутреннего контроля возникают подозрения, что какие-либо операции осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, эта организация, не позднее рабочего дня, следующего за днем выявления таких операций, обязана направлять в уполномоченный орган сведения о таких операциях независимо от того, относятся или не относятся они к операциям, предусмотренным статьей 6 настоящего Федерального закона.
А признаки «подозрительности» устанавливаются ЦБ РФ и закрепляются во внутренних правилах банков (см. коммент выше). При этом если вкладчик НЕ является клиентом банка и в первый же раз приносит очень крупную сумму – этого вполне достаточно, чтобы считать операцию подозрительной. Другое дело, что в разных банках могут быть РАЗНЫЕ величины «подозрительных» сумм, установленных в банках СВОИМИ внутренними правилами, которые тем не менее в ОБЯЗАТЕЛЬНОМ порядке СОГЛАСОВЫВАЮТСЯ в ЦБ РФ.
Уважаемый автор !
Прежде чем писать подобное, Вы хотя бы один раз САМИ (а не с чужих слов) почитали Федеральный закон 115-ФЗ.
В тексте есть такая фраза:
"Впрочем, как признаются сами банкиры, своими внутренними правилами они устанавливают требования по проверке легальности происхождения денег. «Каждый банк самостоятельно определяет ту сумму, выше которой он будет запрашивать дополнительные документы, подтверждающие законность происхождения денег. У кого-то это 600 тысяч рублей, у кого-то — несколько миллионов», — говорит на условиях анонимности сотрудник управления финмониторинга крупного банка".
По-моему, она повторяет все ваши замечания, только в более сжатом виде
Вот еще вам для информации:
ст. 846 ГК
"Банк обязан заключить договор банковского счета с клиентом, обратившимся с предложением открыть счет на объявленных банком для открытия счетов данного вида условиях, соответствующих требованиям, предусмотренным законом и установленными в соответствии с ним банковскими правилами".
Что говорят банки:
Внутренние инструкции действительно могут разрабатываться банками в соответствии с рекомендациями ЦБ, и в них могут быть установлены критерии подозрительности. И клиент, который принес в банк большую сумму денег, может показаться подозрительным, но максимум, что вправе сделать банк, это отправить информацию о нем в Росфинмониторинг, или настойчиво попросить его пойти в другой банк. Но отказать в принятии эти денег он не может.
Для более конструктивного диалога с нашими авторами советую сменить тон высказываний. Спасибо за понимание!
А Сбер, Промсвязь, Уралсиб - не запрашивают, но в РФМ сообщают.
===
Прокомментируйте, пожалуйста, степень ответственности участников сделки по приобретению зарубежной недвижимости:
например, клиент приобретает недвижимость в другой стране. Он общается с агентом дистанционно, не приезжает на просмотр объекта, но зато пересылает через банк предоплату. Если вдруг клиент замешан в какихто финансовых махинациях, то кто в этом случае несет наибольшую ответственность?
Предоставляются документы и банк открывает вклад.
Если документы не предоставляются, то значит с очень высокой долей вероятности легальность этих денег и уплата соответствующих налогов вызывает вполне оправданные сомнения.
А в этом случае упрекать банк в слишком вольной трактовке законов как-то не совсем корректно.