Страховщики любят напоминать, что обращение страхователей к автоюристам может закончиться для клиентов налоговыми санкциями, а в худшем случае – ограничением свободы и арестом имущества. Автоюристы утверждают, что их клиенты все равно оказываются в выигрыше. Портал Банки.ру посмотрел на войну страховщиков и автоюристов изнутри.
Активно развивающаяся, преимущественно в регионах, деятельность автоюристов сегодня является головной болью для большинства участников страхового рынка. Автоюристы за определенное вознаграждение или процент от суммы выигранной в суде премии обещают застрахованным решить самые сложные споры со страховой компанией в части ОСАГО и каско. Сулят недовольным выплатой автомобилистам фантастические денежные средства. Страховщики утверждают, что от рассерженных страхователей автоюристы, вызвавшиеся помочь клиенту, скрывают ряд неприятных последствий, основная из которых – налоговые санкции. Заключая договор уступки права требования с автоюристом, страхователь фактически обязывает себя в скором времени уплатить налог в размере 13% с заработанных автоюристом штрафов. И потратить время на оформление соответствующих документов в налоговой инспекции.
Как рассказал Банки.ру на условиях анонимности один из руководителей крупной федеральной страховой компании, в случае неуплаты налога до июля следующего года за годом взыскания налоговые органы начислят страхователю недоимку. В случае отказа исполнить налоговое требование добровольно недоимка подлежит взысканию с физического лица в судебном порядке. Помимо недоимки, взысканию подлежат пени с просроченной к уплате суммы налога в размере ставки рефинансирования ЦБ за каждый день просрочки и штраф в размере 20% от неуплаченной суммы налога.
«Так как аппетиты автоюристов крайне высоки, все чаще автомобилисты платят налоги на сумму, в несколько раз превышающую размер полученных от этих автоюристов денег», — отмечает руководитель управления методологии обязательных видов компании «АльфаСтрахование» Денис Макаров. По его словам, зачастую после таких неприятных случаев страхователь обращается в страховую компанию с просьбой разобраться в ситуации, созданной им самим.
Действующее законодательство об ОСАГО допускает, что автоюрист с обычной аварии может максимально заработать до 400 тыс. рублей в виде пени и финансовых санкций, не считая штрафа за неисполнение в добровольном порядке требований потерпевшего. «В практике известны случаи, когда при рыночной стоимости ремонта в 50 тысяч рублей автоюрист покупал право на выплату за 30 тысяч и дополнительно зарабатывал 100 тысяч только на штрафах и неустойках. При этом клиент страховой компании, получив только 30 тысяч рублей, через год получал налоговое требование об уплате НДФЛ на 13 тысяч рублей с якобы полученных им штрафов и неустоек», — объясняет представитель федеральной страховой компании.
Если страхователь не исполняет судебные решения о взыскании суммы налога и налоговых санкций на сумму более 10 тыс. рублей, приставы имеют право ограничить ему выезд за пределы страны, удержать налог из заработной платы, арестовать имущество, включая ограничения на регистрационные действия с недвижимостью и транспортными средствами, а также воспользоваться другими мерами принудительного исполнения судебного акта. Всё это, указывают страховщики, может ждать владельцев авто, если они воспользуются помощью автоюристов в решении своих споров со страховой компанией. Денис Макаров из «АльфаСтрахования» полагает, что автовладельцам необходимо осознать: в страховой компании они получат выплату гораздо большего размера, чем им дают автоюристы по результатам судебных споров.
Согласно данным крупной федеральной страховой компании, общая сумма доходов, которая подлежит налогообложению и о которой страховщики сообщают в налоговые органы, по итогам прошлого года у топ-5 участников рынка предположительно составила более 5 млрд рублей. Как замечает собеседник Банки.ру, только с одной страховой компании, входящей в первую пятерку, на недовольных клиентах автоюрист в год зарабатывает около 130 млн рублей. К помощи автоюристов, сожалеет он, сегодня прибегает не менее 50% клиентов.
Высокий процент обращений автомобилистов к автоюристам объясняется крайне высокой активностью последних. «В большинстве случаев автоюристы прибывают на место ДТП раньше сотрудников ДПС и покупают этот убыток, ищут страхователей у выхода из офиса заявления страховых событий. Также автоюристы активно используют для привлечения клиентов Интернет», — рассказывает руководитель направления андеррайтинга моторных видов компании «БИН Страхование» Олег Шебанов. Более того, оперативно прибывая на место ДТП, автоюристы оказывают давление на застрахованного. «Просят уступить права требования у страховщика, взамен передавая примерно посчитанную исходя из понесенного повреждения сумму денег», — говорит Макаров из «АльфаСтрахования».
По словам вице-президента группы «Ренессанс Страхование» Владимира Тарасова, автоюристы, как правило, соблюдают лишь формальные требования законодательства при оформлении взаимоотношений с клиентом через уступку права требования. В силу высокой маржинальности таких сделок клиент зачастую вводится в заблуждение относительно истинной цены продаваемого им требования. «При покупке права на страховую выплату через доверенность автоюрист получает судебную выплату от имени клиента и формально должен передать ему все полученное по судебному решению. Но в реальности этого не происходит. В этом случае возникает риск уголовной ответственности автоюриста за незаконное присвоение чужого имущества», — говорит Тарасов.
По мнению генерального директора компании «ГлавСтрахКонтроль» Николая Тюрникова, даже несмотря на налоговые последствия, связанные с начислением подоходного налога на суммы взысканных штрафов и неустоек, страхователь, решивший свой спор с компанией с помощью автоюристов, в любом случае остается в выигрыше. Однако письма из налоговой все же застают врасплох граждан. «У человека, допустим, страховой полис на 50 тысяч рублей, он через суд с помощью автоюриста получил 150 тысяч рублей, страхователь счастлив и деньги потратил. А потом приходят «письма счастья» из налоговой с требованием заплатить налоги, но у человека денег для оплаты этих 13% уже нет», — рассказывает эксперт. По его словам, страховщики рассылают гражданам, воспользовавшимся помощью автоюристов, специальные письма, в которых «радуют» клиентов грядущими налоговыми последствиями. «Страховая компания создала человеку проблему один раз, заплатив плохо. К нему пришел автоюрист, решил его проблему и принес дополнительные деньги. Клиент благодарен, и тут снова на сцене возникает страховая компания, которую он и так считает виноватой. А теперь они еще и на клиента кляузы в налоговые инспекции шлют, опять подтверждая, что они мерзавцы», — возмущается Тюрников.
По его данным, около 10% автоюристов действительно не ставят в известность своих клиентов о налоговых последствиях. У страховщиков диаметрально противоположные данные: только 20% автоюристов честны перед своими клиентами, остальные предпочитают умалчивать об обратной стороне своей помощи.
Страховщики считают, что активизация деятельности автоюристов была вызвана комментарием Верховного суда в 2012 году о порядке применения закона о защите прав потребителей, что дало возможность получения дополнительных выплат (штрафов, неустоек) в сфере страхования.
Сегодня деятельность автоюристов в основном концентрируется за пределами двух столиц. В Москве и Санкт-Петербурге автомобилисты чаще всего прибегают к найму юристов, а не к продаже права на получение страховой выплаты. В число городов, где автоюристы ведут себя крайне активно, традиционно входят Челябинск, Екатеринбург, Волгоград, Краснодар, Самара, Ростов-на-Дону.
Решить проблему автоюристов на страховом рынке позволит реализация бюро страховых историй, аналогичных бюро кредитных историй, полагает Олег Шебанов из «БИН Страхования». Этот проект позволит компаниям оценивать риск и отсекать тех, кто сознательно страхуется ради дальнейшего «выбивания» средств из страховщика. По прогнозам страховщиков, в бюро страховых историй, которое сейчас создается, в перспективе могут войти такие клиенты, для которых приобретение полиса каско станет невозможным.
Заместитель генерального директора страховой компании «МАКС» Виктор Алексеев считает, что автоюризм как головную боль рынка породили сами страховые компании. В стремлении всеми возможными способами увеличить сборы страховщики привлекали для этого многие каналы продаж, среди которых наиболее серьезные – агенты: физические и юридические лица. «В связи с этим создалась огромная конкуренция размеров комиссионного вознаграждения. Давайте смотреть: убыточность по каско всегда была выше, а в Москве она была около 70–72%. При выплате комиссионного вознаграждения в 35% перед страховой компанией возникает вопрос – на что жить? Значит, смысл сводился к тому, чтобы занизить страховую выплату. В стремлении снизить страховую выплату страховщики и породили автоюристов», — рассуждает Алекссев. По его данным, в конце 2012 – начале 2013 года в автоюристы, с одной стороны, стали идти реальные профессионалы из числа юристов и сотрудников страховых компаний, а с другой – профессиональные преступники.
Данис ЮМАБАЕВ, Banki.ru
Комментарии
Ага, дайте угадаю - в конце концов страховые компании будут массово посылать всех клиентов лесом на етму выплат, а те кто все таки выбьет свои деньги - будут заносить в черные список как тех "кто сознательно страхуется ради дальнейшего «выбивания» средств из страховщика.".
Потом продавят окончательно запрет ездить незастрахованным и станут по сути снимать ренту со своей квазимонополии.
Ну то есть как обычно, собрали с людей деньги, эти деньги утекли по мутным каналам, а теперь убытки пытаются списать на клиентов. И все равно виноватыми во всем называются страхующиеся.
Это еще как ?
Давно ли "преступник" стал профессией ?
Вообще-то давно
Да все просто, потому, что псевдоюристы не за интересы клиента бьются, а за собственное бабло, которое из этого же клиента нужно выбить. А клиент со своими интересами, налогами может идти в .... Поэтому вдвойне омерзительно слышать, что такие господа, как Тюрников, работают для блага клиентов страховых компаний.