Почему карты «Мир» перестают быть только «бюджетными», как расширяется их прием за пределами страны и что нового появится в программе лояльности, рассказывает коммерческий директор НСПК Дмитрий Бувин.
«Нам еще есть чем вас удивить»
— Как пандемия повлияла на планы по продвижению карт «Мир» и росту бизнеса в 2020 году?
— Пандемия, безусловно, повлияла на наш бизнес. Но не столько с точки зрения присутствия и доли на рынке, сколько нам пришлось перестраиваться под сложившуюся ситуацию и изменения на рынке. В первую очередь мы пересмотрели и отменили все активности, которые предполагали массовые мероприятия, и сделали акцент на онлайн-коммуникациях и электронной коммерции.
— Например?
— Одним из удачных примеров можно назвать нашу акцию «Мир» помогает врачам», которая была запущена в разгар пандемии. Этот проект позволил нам, с одной стороны, помочь обеспечить всеми необходимыми средствами защиты медицинские учреждения, с другой — помогая врачам, мы понимали, что таким образом помогаем и всем остальным людям, призывая их оплачивать свои ежедневные покупки онлайн не выходя из дома. Напомню, тогда платежная система «Мир» за каждую онлайн-трансакцию по своим картам перечисляла 1 рубль из собственных средств на помощь медицинским учреждениям. За три месяца мы таким образом перевели 98,8 миллиона рублей, что также говорит о высокой трансакционной активности в онлайне.
— К каким мерам по поддержке бизнеса вы подключались в тот период?
— В части онлайн-трансакций было еще одно изменение, которое мы в моменте встраивали в платежную систему «Мир», чтобы снять нагрузку с бизнеса в период локдауна. Напомню, что в апреле, в соответствии с решением Банка России временно ограничить предельную ставку IRF на уровне 1% для интернет-эквайринга торгово-сервисных предприятий, которые занимаются продажей продуктов питания, лекарств и других товаров повседневного спроса, мы предложили установить размер межбанковского вознаграждения на уровне 0,7%. С октября 2020 года ставки вернулись к прежним размерам, но они также предусматривают отдельную пониженную ставку для медицинских учреждений.
— Насколько выросла доля платежной системы в объеме внутрироссийских операций и эмиссии карт?
— В 2020 году «Мир» по числу выпущенных карт занимал 30,6% рынка, а по объемам трансакций — 24%. Если посмотреть в абсолютных цифрах, то за прошлый год эмиссия достигла почти 95 миллионов карт, и по ним совершили около 3,5 миллиарда межбанковских трансакций. Для сравнения: 2019 год мы заканчивали с долей рынка в 21% по объему платежей, и порядка 25% составляла наша доля по эмиссии.
Несмотря на все сложности, которые происходили с экономикой в 2020 году, мы все показатели, предусмотренные стратегией компании, обеспечили.
— Какое сейчас соотношение коммерческой и бюджетной эмиссии карт «Мир»?
— С начала работы «Мира» оно изменилось радикально, потому что вначале, кроме бюджетной эмиссии, не было ничего. Сегодня порядка 47% эмиссии относится к коммерческой, а на начало прошлого года таких карт было около 43%. И это притом, что мы быстро растем.
Конечно, наши банки-участники и дальше будут продолжать выпуск «бюджетных» карт. Но мы продолжаем делать очень много для того, чтобы быть представленными и коммерческими качественными продуктами. Сейчас, например, готовим к запуску премиальный коммерческий продукт. И для этого у «Мира» есть все — мы постоянно готовим выгодные предложения для держателей карт во всех сегментах.
Так, в прошлом году успешно провели ряд акций с такими крупными популярными онлайн-ретейлерами, как «Озон», Asos, предоставляя по нашим картам выгодный кешбэк за покупки на этих площадках. Были предложения для всех, кто пользуется общественным транспортом, акции для автомобилистов, скидки в продуктовом ретейле. Сейчас снова идет акция с «Озоном» — до 14 марта за покупки по картам «Мир» можно получать кешбэк 10%. Активно развивается транспортное направление, мы продолжаем предоставлять скидки при оплате проезда в самых разных городах по картам «Мир» любых банков. И эта работа будет продолжаться. Нам еще есть чем вас удивить.
«Мы создали инструмент, который позволяет стереть границы платежного пространства»
— В июне платежная система «Мир» запустила трансграничные переводы в Узбекистан и Киргизию. За счет чего вы планируете завоевывать долю на этом рынке и какие еще страны на очереди по запуску трансграничных переводов?
— Возможность осуществления таких переводов — это еще одна часть проекта по созданию единого розничного платежного пространства стран ЕАЭС. И здесь наша основная задача — обеспечить удобство для людей, которые в разных государствах этого содружества могут продолжать выполнять все привычные операции по своей привычной карте национальной платежной системы. Мы создали инструмент, который позволяет расширить возможности и стереть границы платежного пространства между странами ЕАЭС.
Сегодня этот сервис трансграничных переводов в нашей стране поддерживают такие банки, как, например, «Русский Стандарт», Почта Банк, МИнБанк, РГС Банк, и мы уверены, что будут подключаться и новые участники.
— География приема карт «Мир» за границей расширялась довольно быстро. Тем не менее в 2020 году большинство границ было закрыто, а поток выезжающих за рубеж россиян резко сократился. Как это повлияло на планы НСПК по выходу на иностранные рынки?
— В 2020 году, несмотря на пандемию, мы смогли продолжить расширение международного приема карт «Мир». Причем не только в новых странах, но и в тех, с которыми уже начали работать ранее, — полностью дистанционно реализовали прием карт в сети устройств Сбербанка Казахстана, подключили еще один крупный турецкий банк-эквайер — Vakif Bank, расширили сеть приема во Вьетнаме, в Таджикистане, Узбекистане, провели первые тестовые операции в Южной Корее.
Кроме того, в сложившейся ситуации мы приняли решение, что будем не только заниматься «физическим» присутствием карт «Мир» в стране, но и уделять серьезное внимание направлению международной электронной коммерции.
— Одной из самых интересных акций по картам «Мир» в 2020 году стала государственная программа по выплате кешбэка за поездки по России. Ростуризм считает, что потенциал программы удалось раскрыть не до конца, поскольку не все выделенные государством средства были израсходованы. А какие выводы сделали в НСПК?
— Сразу стоит сказать, что все ключевые параметры программы — какие будут направления, какой кешбэк и так далее — определяет именно Ростуризм. Наша задача — обеспечить для держателей карт «Мир» простой, доступный, интуитивно понятный процесс участия в этой программе, не требующий лишних действий.
Этот огромный, технологически сложный и важный проект запускался в 2020 году в сжатые сроки, и мы в компании гордимся тем, что смогли качественно его реализовать за отведенное время. На своей стороне «Мир» отвечает за операционно-технологическую часть, которая практически не видна простому пользователю. И на новом этапе программы мы будем делать все еще быстрее и проще — как для участников туристического рынка, так и для держателей карт «Мир», которые решили воспользоваться этим предложением, а их очень и очень много.
На мой взгляд, это действительно очень крутая программа, и она не только про технику и выгоду, но и про наполнение целой отрасли, развитие туристической инфраструктуры по всей стране. Ведь в России огромное количество прекрасных мест и красивых городов, помимо уже всем давно известных, скажем так, «раскрученных».
— Вносились ли какие-то коррективы?
— Второй флайт программы запускался осенью прошлого года с новым наполнением, с учетом проработки всех нюансов, которые, в общем, не были заметны для клиентов. Существенно увеличилось количество предложений, уменьшилось количество дней, появились городские туры «выходного дня».
Мы очень рады, что стали непосредственными участниками этой программы.
И конечно, хочется подчеркнуть, что наша платформа сейчас — единственная, которая позволяет быстро делать целевые и адресные выплаты. Да, нам пришлось оперативно провести необходимые доработки под этот проект. Зато теперь наша платформа лояльности может быть в короткие сроки кастомизирована под любой запрос и проект — коммерческий или государственный — и масштабирована под все нагрузки, которые могут возникнуть в ходе его реализации.
«Наша платформа может выдержать огромное количество разных акций с разными механиками одновременно»
— Летом 2019 года НСПК объявила о планах создать еще одну платформу, которая позволит оплачивать картами «Мир» и международных платежных систем проезд в транспорте в любом регионе России. Как продвигается этот проект?
— Сегодня транспортный предпроцессинг (ТПП) — это платформа, у которой нет аналогов в части мультиэквайринга, например, и ряда других параметров. Этот платформенный сервис НСПК позволяет быстро, безопасно и удобно оплатить проезд картой любого банка и любой платежной системы. Причем не только «физической» картой, но и с помощью одного из мобильных платежных сервисов (Mir Pay, Samsung Pay и т. д.). Его ключевое отличие от существующих систем в том, что можно быстро и с небольшими затратами настроить в любом городе России, даже маленьком, удобную систему безналичной оплаты проезда. А по уровню качества и доступности она будет сопоставима с системами крупных городов.
Работа продвигается. В прошлом году мы запустили в Санкт-Петербурге пилот с трамваями одного из перевозчиков. Это только первый шаг, и на этот год запланированы новые запуски — да, наверное, не очень громкие, то есть не будет сразу всего транспорта Москвы или Петербурга. Но нагрузка на систему будет все больше увеличиваться, она будет проверяться в разных условиях, и, как только мы закончим все необходимые тестирования, будем готовы запускаться по всей стране.
— Добавятся ли в этом году какие-то интересные новшества в программу лояльности системы «Мир»?
— В 2020 году программа лояльности впервые была использована уже не только как инструмент кешбэка или скидок от коммерческих организаций, но и как технология для реализации государственного проекта Ростуризма.
Сегодня наша платформа достигла того уровня, когда она может выдержать огромное количество разных акций с разными механиками одновременно.
Мы уже можем выбирать партнеров для наших клиентов — держателей карт «Мир». И теперь, когда к нам приходит представитель какой-то отрасли и говорит: «Хотим подключиться», — как правило, мы уже выбираем между двумя-тремя вариантами и можем давать лучшее ценовое предложение для клиента.
Одновременно для участников программы лояльности, как правило, действует от 50 до 80 акций с партнерами из разных сегментов. В настоящее время таких акций порядка 60, с предложением кешбэка и скидок по «Миру». Участниками программы лояльности системы «Мир», карты которых можно привязать в личном кабинете и получать кешбэк, уже стали 114 банков, в программе зарегистрировано 19 миллионов карт.
В 2021 году, как я уже говорил, будут появляться новые выгодные предложения для держателей «Мира».
«Наши проекты строятся вокруг одного — сделать карту «Мир» частью повседневной жизни человека»
— Как часто держатели карт «Мир» используют сегодня приложение для бесконтактной оплаты?
— Бесконтактная оплата давно вошла в привычку у жителей нашей страны. За прошлый год только треть от общего числа трансакций по «Миру» совершалась контактным способом. Остальные — по бесконтактной карте или с помощью смартфона. Не скажу, что поведение пользователей Mir Pay чем-то отличается от клиентов другого аналогичного сервиса. Инфраструктура в стране для его приема есть, все повседневные операции он поддерживает. Активность пользователей Mir Pay зачастую выше, чем у держателей «физических» карт «Мир». Ведь карта не всегда может быть при нас, а телефон всегда в руке, и мы привыкли в течение дня оплачивать им все небольшие покупки — от кофе с собой до мелочей для дома.
Сейчас к Mir Pay можно привязать карты более чем 60 банков. За 2020 год количество его пользователей увеличилось в шесть раз по сравнению с 2019-м. А число ежемесячных трансакций выросло в семь раз. Уверен, что с учетом общего тренда на переход на безналичные и бесконтактные формы оплаты число пользователей и нашего сервиса, и бесконтактных карт «Мир» продолжит расти.
— На каких направлениях развития бизнеса НСПК сделает акцент в 2021 году? Какие проекты готовятся к запуску?
— Планов и направлений много, как по запуску новых, так и по развитию существующих проектов. Их объединяет прежде всего то, что мы делаем карту, выгодную для каждого человека. Покупаете в Интернете — у нас есть предложения с крупным онлайн-ретейлом. Ездите в общественном транспорте — скидки по бесконтактному «Миру» действуют в разных городах. У нас практически всегда есть предложения в продуктовых магазинах, кафе, отелях, есть даже страхование. Словом, действительно все сегменты рынка. Карта «Мир» — не для какой-то группы людей, она выгодна для каждого.
В этом году мы планируем к запуску несколько новых коммерческих продуктов, в том числе межбанковских. Будут новые скидки на транспорте в разных городах. Готовятся новые акции с кешбэком у популярных ретейлеров.
В работе также новые сервисы — например, сервис чаевых, который мы запустили вместе с ПСБ в прошлом году. Пока идет пилот, но уже сейчас видно, что он востребован и очень удобен, несмотря на то что разные компании делали уже не один «подход» к чаевым. Хочу еще раз подчеркнуть: мы сегодня единственные, кто реализовал технологию выплаты и зачисления чаевых на карту сотрудника ресторана в режиме онлайн, а не спустя несколько часов. При этом не через какие-то дополнительные приложения или действия. Все делается в один клик, на том самом терминале, где оплачивается заказ. До конца года у нас большие планы по «раскатке» этого сервиса, который позволит упростить жизнь и официантов, и клиентов, которые все реже и реже носят с собой наличные деньги. Спрос уже есть, в том числе со стороны крупных банков.
Многие проекты готовятся к запуску, и все они строятся вокруг одного — сделать карту «Мир» частью повседневной жизни человека.