Главное следственное управление Следственного комитета РФ по Москве завершило расследование уголовного дела совладельца Анталбанка Магомеда Мухиева, стало известно газете «Коммерсант». По версии следствия, Магомед Мухиев и числящийся в розыске другой совладелец кредитного учреждения Михаил Янчук организовали преступное сообщество, которое с помощью цепочки подконтрольных банков похитило 30 млрд рублей. При этом Анталбанк, по мнению правоохранителей, также являлся одним из ключевых звеньев так называемой «молдавской схемы» вывода средств за границу.
По уголовному делу Мухиева также проходит бухгалтер кредитного учреждения Ирина Иванова. Следствие считает Мухиева организатором преступного сообщества, ему в вину также вменяются особо крупное мошенничество и растрата. Действия бухгалтера квалифицированы как участие в преступном сообществе, а также соучастие в растрате.
Как напоминает издание, расследование в отношении руководства Анталбанка началось в декабре 2015 года. Дело возбудил следственный департамент МВД после обращения представителей ЦБ, сообщивших о массовых хищениях в банке накануне отзыва лицензии. Спустя год дело было передано в управление СК РФ по Юго-Западному административному округу Москвы: как оказалось, здесь расследуется дело о том, что фигуранты расследования при приобретении кредитного учреждения не полностью рассчитались с продавцом.
По итогам расследования правоохранители пришли к выводу: Анталбанк являлся центром криминальной схемы, в которой были задействованы также банк «Лада-Кредит», Дорис-Банк, Гринфилдбанк, банк «Содружество», Межрегионбанк, Региональный Банк Сбережений, НСТ-Банк и «Максимум» (лицензии у всех отозваны в 2015 году). При этом эти кредитные учреждения формально не имели отношения друг к другу, однако, по версии следствия, они действовали в интересах одних и тех же лиц. Сама схема, по мнению следователей, строилась на привлечении средств вкладчиков под проценты, значительно превышавшие рыночные. Например, Гринфилдбанк предлагал вклад «Рог изобилия» под 13,8% годовых, а «Максимум» — под 14%, хотя на тот момент средняя ставка депозитов не достигала 10%. В том случае, когда в отношении каких-то из этих банков регулятором вводились ограничения, остальные «активизировали привлечение депозитов», тогда как попавшие под санкции ЦБ начинали осуществлять манипуляции с отчетностью. Например, регулятор отмечал: в НСТ-Банке после введения запрета на прием вкладов начали оформлять их задним числом. При этом деньги вкладчиков после размещения на депозитах под разными предлогами переводились из одного банка в другой, чтобы скрыть их происхождение, а затем аккумулировались в Анталбанке. А уже из него, по данным следствия, средства выводились на счета подконтрольных владельцам компаний либо похищались под видом сделок по приобретению ценных бумаг, «стоимость которых была искусственно завышена».
При этом преступное сообщество, по данным правоохранителей, использовало и так называемую «молдавскую схему». В соответствии с ней после перевода денег на корсчета подставных фирм в банках Молдавии они затем взыскивались в пользу сообщников банкиров через местные суды якобы за долги.
На момент отзыва лицензии, по данным следствия, только из Анталбанка исчезло более 14,7 млрд рублей, а в общей сложности, как полагают следователи, у вкладчиков всех подконтрольных Мухиеву и Янчуку кредитных учреждений могло быть похищено около 30 млрд рублей. Магомеда Мухиева полицейские задержали в конце 2015 года, когда он из аэропорта Внуково-3 пытался вылететь в Вену. Михаил Янчук успел уехать за границу, он обвинен и арестован заочно.