Центробанк создал механизм исключения сведений о добросовестных клиентах банков из базы данных об отказах, сообщили в пресс-службе регулятора.
«Банки могут аннулировать направленные в Росфинмониторинг сведения об отказниках, которые попали в список из-за технических ошибок и отказов по основаниям, не связанным с наличием риска легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма. Соответствующий механизм предусмотрен методическими рекомендациями Банка России и Росфинмониторинга и изменениями, вносимыми в форматы многостороннего обмена информацией о случаях отказа клиентам кредитных организаций в обслуживании или проведении операций по счету», — говорится в сообщении.
В рекомендациях ЦБ акцентирует внимание банков на необходимости взвешенно использовать информацию об отказах и не допускать принятия решений об отказе по причинам, не связанным с риском легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма. Регулятор также рекомендует финучреждениям определить подразделение или сотрудника, уполномоченных рассматривать жалобы клиентов на отказы в получении банковских услуг, и принимать по таким случаям продуманные решения.
Росфинмониторинг совместно с Банком России готовит механизм реабилитации банковских клиентов, по ошибке попавших в черные списки. Об этом «Известиям» сообщили в Росфинмониторинге.
«Качество и эффективность реализации кредитными организациями полномочий по отказам, а также результаты рассмотрения ими связанных с этим жалоб находятся в зоне пристального внимания Банка России и учитываются регулятором при анализе деятельности банков», — заключили в ЦБ.
С августа вступило в силу положение ЦБ 550-П, разъясняющее порядок отказов в выполнении распоряжений клиента об операциях. С тех пор как в ЦБ, так и в другие органы (Роспотребнадзор и аппарат финансового омбудсмена) поступают жалобы от клиентов, у которых банки заблокировали средства без объяснения причин. Зафиксированы отказы не только в переводе или выдаче денег, но даже в приеме денег во вклад. Клиенты, оказавшиеся под подозрением банков, попадают в базу данных Росфинмониторинга. Многие оказываются в этих черных списках ошибочно, притом что механизма исключения из них пока не существует. Росфинмониторинг и Банк России сейчас решают, как амнистировать таких клиентов.
Однажды попав в список недобросовестных клиентов, из него фактически невозможно быть исключенным, рассказал ранее газете «Известия» финансовый омбудсмен Павел Медведев. Он отметил, что больше всех страдают физические лица, поскольку, даже сменив фамилию, имя и отчество, гражданин все равно остается в базе данных Росфинмониторинга со всей историей изменений. Юрлицам проще, так как компанию можно закрыть и создать новую.
Комментарии
клеветническоеошибочное письмо технически некому?Методрекомендацию ЦБ прочитал. Знаете, приятно удивлён наличием множества адекватных слов и мыслей в нём. Среди нынешней вакханалии вокруг ПОД/ФТ выглядит как очень трезвое и взвешенное мнение. Таким в идеале мнение регулятора и должно быть всегда.
@.
Помогло бы.
Или если отказали в открытии счетв в нескольких банках — надо во всех добиться удаления сообщений?
Но у клиентов вроде бы появился свет в окошке — если предоставить в банк все запрошенные документы и в открытии счета откажут, можно пожаловаться в ЦБ. Только, думаю, у клиента на руках должны остаться копии как списка запрошенных документов, так и переданных в банк документов, заверенные подписью/печатью банка, чтобы можно было что—то доказать в ЦБ.
Ну и неизвестно, каким образом ЦБ будет реагировать на жалобы — может ведь и формальными отписками, если жалоб будет большое количество.
Но все же — это шанс для тех клиентов, которым нигде не открывают счет.