Чтобы выманить средства у россиян, мошенники начали использовать в качестве предлога «дефицит валюты» и предлагать «оформить карты Visa или Masterсard иностранного банка», рассказал директор департамента информационной безопасности Центробанка Вадим Уваров в интервью «Известиям».
1 декабря 2021 года Банк России получил право во внесудебном порядке блокировать мошеннические сайты, за пять месяцев действия этого механизма ЦБ удалось заблокировать более 2,4 тыс. фишинговых ресурсов.
«Большая часть из заблокированных ресурсов была связана с финансовыми пирамидами, лжебанками и осуществлением деятельности без лицензии на рынке ценных бумаг», — рассказал Уваров. Теперь на блокировку требуется всего два-три дня, но ЦБ хочет еще больше сократить срок выявления и блокировки ресурсов.
Также блокируются телефоны мошенников. Банк России постоянно выявляет номера и направляет информацию о них операторам связи: только в 2021 году была инициирована блокировка более 179 тыс. номеров телефонов.
Вернуть украденное
Банк России также предлагает возвращать украденные деньги при соблюдении клиентом условий, сейчас эта инициатива активно обсуждается, а соответствующий законопроект в ближайшее время планируют внести в Госдуму. Проверять операцию на признаки мошенничества должен и сам банк-получатель.
«Мы предлагаем следующий механизм возмещения гражданам похищенных злоумышленниками средств: если банк — отправитель платежа получил от нас информацию из базы, но не учел ее в своих бизнес-процессах и совершил перевод на такой счет, то он будет обязан вернуть клиенту все похищенные средства», — объяснил Уваров.
Регулятор хочет ввести «период охлаждения» — на два дня приостанавливать зачисление денег на счет, информация о котором содержится в базе ЦБ. Так человек сможет обдумать и понять, действительно ли он готов перечислить средства. Другая инициатива — установить сроки, в течение которых банки должны возмещать клиентам деньги.
Схемы обмана
Как и раньше, мошенники используют актуальную повестку, чтобы похитить средства граждан, основным инструментом остаются телефонные звонки. Человека уговаривают открыть счет, для которого запрашивают финансовые данные: номер карты, подтверждающий код банка.
«Сейчас злоумышленники эксплуатируют тему санкций против банков. Так, например, в последнее время мошенники звонят людям под видом сотрудников банка и сообщают о дефиците наличных средств, в том числе валюты. Под этим предлогом они предлагают перевести деньги с карты или банковского счета на некий «специальный счет», с которого впоследствии человек якобы сможет беспрепятственно снять средства», — рассказал Уваров.
Другая схема — оформление карты международных платежных систем Visa и Masterсard, чтобы человек мог расплачиваться за границей.
«Мошенники за определенную плату предлагают открыть счет в иностранном банке и оформить виртуальную карту. Настоятельно рекомендуем гражданам не раскрывать никому личные и финансовые данные», — заключил Уваров.