Центробанк не будет вводить особые механизмы, чтобы помочь кредитным организациям вернуть их средства, зависшие в Национальном расчетном депозитарии из-за введенных против него санкций. Это следует из ответа ЦБ на письмо Ассоциации банков России, попросившей регулятора о таких льготах, сообщает РБК со ссылкой на имеющийся у информагентства документ, подлинность которого подтвердил представитель ассоциации.
Почему заблокированы деньги банков в НРД
НРД работает в статусе небанковской кредитной организации и входит в структуру Московской биржи. Депозитарий осуществляет денежные расчеты по сделкам участников финансового рынка, а также ведет учет прав собственности на ценные бумаги.
Как сообщалось, ограничительные меры Евросоюза в отношении НРД были введены в рамках шестого санкционного пакета, утвержденного в начале июня. Результатом стала приостановка депозитарием операций в евро в интересах своих контрагентов и заморозка остатков в европейской валюте на корреспондентских счетах банков, совершающих операции на финрынке через НРД.
Объем заблокированных таким образом средств кредитных организаций оценивался ранее в 4,5–7 млрд евро.
Что предлагали банки
Банкиры в письме регулятору подчеркивали, что, несмотря на блокировку их средств в НРД, их самих никто не освобождал от исполнения поручений клиентов, связанных с валютой. Получить эти средства обратно они готовы даже в другой валюте и предлагали привлечь третьей стороной Банк России: идея в том, чтобы ЦБ заключил с пострадавшими банками своп-сделки «в размере захолдированных остатков в евро» на спецусловиях — без процентов или по минимальной ставке, на долгий срок и с возможностью пролонгации до урегулирования ситуации. По задумке авторов обращения, должна быть предусмотрена возможность досрочного закрытия сделки по инициативе банка без штрафов.
Как вариант предлагалось установить для НРД порядок действий по самостоятельному возврату банкам средств с евровых корреспондентских счетов в другой валюте.
В обоих случаях речь идет о возмещении банкам замороженной ликвидности, но первый вариант — более оперативный, разъяснял вице-президент Ассоциации банков России Алексей Войлуков. Он подчеркивал, что банкам важно разморозить деньги для выполнения обязательств перед клиентами и речь не идет о попытке заработать.
Ответ ЦБ
Банки сейчас имеют достаточный объем активов для получения дополнительной ликвидности от регулятора, и расширение арсенала таких инструментов, в частности за счет предложенных банкирами льготных своп-сделок, нецелесообразно, следует из ответа ЦБ на письмо ассоциации.
Регулятор в письме к ассоциации «Россия» напомнил о предоставленных банкам в конце июня послаблениях по резервированию и расчету нормативов, на которые влияют оказавшиеся замороженными остатки средств в НРД, а также о своей рекомендации для участников рынка по девалютизации балансов.
Что у банков с ликвидностью
В середине июня Банк России сообщал об увеличении структурного профицита ликвидности банковского сектора в мае: показатель в среднем за месяц составил 2 трлн рублей (в апреле — 1,2 трлн), на начало июня — также 2 трлн (против 1,5 трлн рублей на начало мая).
В феврале и марте в банковском секторе наблюдался структурный дефицит ликвидности, но в начале апреля сектор вернулся к структурному профициту.
Согласно сводке, ежедневно обновляемой регулятором, на 15 июля структурный профицит банковской ликвидности равнялся 2 трлн 660,6 млрд рублей. Ранее ЦБ сохранил прогноз структурного профицита ликвидности на конец 2022 года на уровне 3,5–4 трлн рублей.
Тем временем на фоне сформировавшегося на рынке в мае избытка валютной ликвидности банки начали вводить комиссии для частных клиентов за хранение валюты на текущих счетах, напоминает РБК. На прошлой неделе президент РФ подписал закон, разрешающий банкам вводить отрицательные ставки по валютным депозитам юридических лиц: так, в договоре может быть предусмотрено взимание комиссии, размер которой может превышать сумму выплачиваемых процентов по депозиту.