С весны эмигрировавших за рубеж россиян становится все больше. При этом приходится открывать банковский счет в другой стране — однако многих ждут неприятные сюрпризы. Forbes рассказал, с какими трудностями сталкиваются россияне за рубежом и почему российские банки удобнее иностранных.
Проблемы с переводами
Например, основательница ивент-агентства Italea Татьяна Алешкина уже пять лет живет в Италии. До 24 февраля проблем с банковскими переводами у нее не было. Однако осенью этого года предпринимательница решила обновить сайт своей компании и оплатила часть работ эстонскому подрядчику. 2 ноября деньги ушли с ее счета, однако к получателю в эстонский LHV Pank так и не пришли.
«Вероятнее всего, дело в эстонском банке и комплаенсе, видимо, они относятся к россиянам строже», — предполагает Татьяна. По состоянию на 17 ноября деньги так и не поступили получателю: банк запросил у него документы о коммерческом характере отношений, но дальше дело пока не сдвинулось.
Россиянин, который живет на Кипре с апреля, рассказал, что во время открытия счета в кипрском банке сотрудники предупредили его о нежелательности любых банковских переводов гражданам России. Это может привести к блокировке счета, объяснили в банке Кипра.
Случаи с блокировкой счета после банковского перевода за рубеж гражданину России есть и в Турции. В августе группа истцов подала иск к французским банкам: по информации Le Figaro, истцы сталкиваются с блокировками своих счетов или с отказами при открытии новых счетов, даже если имеют подтверждающие документы о легальном проживании в стране.
Ограничения по тратам
Другие проблемы, с которыми сталкиваются эмигранты за рубежом, — отсутствие аналога Системы быстрых платежей, а также ограничения по тратам и снятию валюты в банкоматах.
«Французские банки часто выставляют лимиты на траты, например в месяц нельзя потратить больше условных 1 500 евро. Поэтому мне карта французского банка нужна только для оформления вида на жительство и получения сим-карты», — рассказывает собеседник Forbes.
Подобные правила действуют и в США. Кроме того, в крупных американских банках часто отсутствует функция удаленного открытия счета — для этого нужно посетить отделение банка. Даже если желающий открыть счет уже является клиентом банка и хочет открыть дополнительный счет или еще одну карту, он все равно должен лично прийти в банк. Это же касается банков на Кипре, в Турции, Франции, Германии.
Нет службы поддержки
Еще одна особенность зарубежного банковского обслуживания — отсутствие службы поддержки в мобильном приложении, отмечает основательница агрегатора финансовых данных для бизнеса «Смартан» Мария Михайленко. То же самое отмечает россиянин, который живет на Кипре: чтобы привязать номер телефона к карте, уточнить информацию по своему счету и по другим подобным вопросам, он должен общаться со службой поддержки банка по телефону.
«Иногда это может быть по три-пять звонков, на каждом из которых у тебя уточняют одну и ту же информацию: имя и фамилию, адрес, телефон. Я не понимаю, почему это нельзя делать онлайн», — рассказывает собеседник издания с Кипра.
Разница между картами
Кроме того, за рубежом есть существенная разница между дебетовыми и кредитными картами. В Италии дебетовыми картами часто нельзя расплатиться в Интернете или добавить карту в Apple Pay. А американская карта Mercury не позволяет оплачивать покупки в некоторых онлайн-магазинах, например в Amazon.
Похожая проблема существует c банковскими картами в Турции — их нельзя привязать к Apple Pay или Google Pay, а также оплачивать покупки или услуги с тех сайтов, в которых нет технологии 3D-Secure — двухфакторной аутентификации, когда для одобрения платежа сайт запрашивает не только данные карты, но и одноразовый код, пришедший на номер телефона.
Российские банки лучше?
Многие клиентские услуги, которые есть в российских банках, за рубежом развиты плохо по историческим причинам, считает сооснователь платформы помощи вывода бизнеса за рубеж The Orbit Me Михаил Беляев. В качестве примера Беляев приводит американскую банковскую систему, которая развивалась долгие годы, приходя к текущему состоянию.
«В России развитие банков было более взрывным в связи с историческими событиями и тем, что современная банковская система появилась только в начале девяностых годов, когда в Штатах уже многие годы существовали безналичные платежи, банковские карты и так далее», — объясняет Беляев.
Кроме того, обслуживание банкоматов, инкассация и все связанные с этим процессы — довольно дорогое удовольствие для банков. Поэтому безлимитное снятие наличных — это дорогой сервис, у которого редко сходится unit-экономика для банка, добавляет Беляев. Так он объясняет, почему в зарубежных банках есть лимит на снятие наличных в банкоматах, к которому не привыкли эмигранты из России.