Банки, принадлежащие маркетплейсам, показали миллионные убытки по итогам прошлого года. Убыток Яндекс-Банка составил 607,9 млн рублей, Озон-Банка — 196,3 млн, а Вайлдберриз-Банка — 8,9 млн, перечисляет «Коммерсант».
Дело в том, что в 2022 году значительно увеличились операционные расходы указанных банков. Банк «Яндекса» нарастил их впятеро, банки «Озона» и Wildberries — в 1,3 и 1,4 раза соответственно.
Главное — рост
Все перечисленные банки стремятся к быстрому росту, а потому активно инвестируют деньги, пока не стремясь к безубыточности, приводит газета объяснение экспертов.
Банки маркетплейсов не являются отдельными бизнесами, их задача — повысить прибыльность всей экосистемы. С одной стороны, банки расширяют клиентскую базу за счет покупателей и партнеров маркетплейсов. С другой, сами маркетплейсы увеличивают оборот. Выдача кредитов и открытие счетов приносят прибыль не сами по себе, а за счет того, что стимулируют продажи.
В России наблюдается тренд на рост числа нефинансовых компаний на рынке финансовых услуг. «Свои финтехсервисы представили и маркетплейсы, и телеком-операторы, и девелоперы, и ритейлеры», — напомнил руководитель лаборатории блокчейна и финтеха Школы управления «Сколково» Егор Кривошея.
В этих условиях прибыльность собственных банков не является для нефинансовых компаний главной целью, и это осложняет конкуренцию для классических банков. Не исключено, что в случае дальнейшего углубления этого тренда в ситуацию может вмешаться ЦБ, допускает эксперт.