В 2024 году мошенники чаще всего звонили, представляясь сотрудниками банка, органов государственной власти или операторов связи, рассказал старший вице-президент ВТБ Никита Чугунов. Также злоумышленники предлагали фиктивные заработки на инвестициях и подработку в Интернете.
На такие схемы приходится до 80% от общего числа мошенничества, сообщил Чугунов РБК. В 67% случаев мошенники использовали мобильную связь, в июле и августе этот показатель достигал 89%. Еще 33% звонков поступали через мессенджеры.
Мошенники представляются сотрудниками банка или государственных структур, чтобы получить СМС-код для подтверждения действий в Интернете, убедить жертву установить на смартфон вредоносную программу или заставить перейти по фишинговой ссылке.
Эти действия приводят к тому, что мошенник получает доступ к личному кабинету клиента банка, может оформить на человека кредиты и вывести деньги со счетов. В случае с предложениями заработка на инвестициях аферисты убеждают человека вложить деньги, после чего пропадают.
«Около 85% пострадавших самостоятельно переводили деньги на неизвестные счета, снимали наличные, отдавали их неизвестным, делились с ними личной информацией», — сказал Чугунов и рекомендовал всегда сохранять критическое мышление во время разговора с неизвестными.