Агентство по страхованию вкладов направило в ГУВД Ростовской области материалы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела против бывшего председателя правления Южного Торгового Банка и одного из членов совета директоров по ст. 160 УК РФ («присвоение и растрата»). Об этом «Ведомостям» рассказали несколько кредиторов ЮТБ.
Как напоминает издание, лицензию у ЮТБ Центробанк РФ отозвал 5 марта 2009 года
Председателем правления банка много лет и до отзыва лицензии была Маргарита Тараева. Связаться с ней не удалось: по информации бывшего менеджера ЮТБ, она тяжело больна и находится дома. В разное время в совет директоров банка входили Андраник Григорьян, Андрей Жолус, Салав Зайналабидов, Елена Иванцова, Фердинанд Хачатурян, следовало из отчетности банка. Кого именно из членов совета подозревает АСВ и кто получил невозвратный кредит, агентство не сообщает.
Жолус представляет интересы семьи известного бизнесмена Сергея Бидаша, который в июне вышел из тюрьмы, отсидев четыре года за мошенничество и растрату, говорит один из кредиторов банка Николай Ватутин. Аффилированные (по данным ЕГРЮЛ и СПАРК) ранее или сейчас с Бидашем и членами его семьи компании («Парус», «Таган-Мост», агрофирма «Новый путь», ЗАО «Шельф») должны банку около 100 млн рублей, следует из отчета на сайте АСВ. Мобильный Бидаша в среду не отвечал.
В арбитражные суды АСВ, которое является конкурсным управляющим ЮТБ, подало 79 исков о взыскании долгов перед банком на 642,5 млн рублей, удовлетворено (частично или полностью) 68 исков на 442 млн, сказано в отчете за октябрь на сайте АСВ. По исполнительным листам приставам удалось за это время вернуть в конкурсную массу только около 4 млн рублей, говорит Ватутин.
Инициативная группа давно требует возбудить уголовные дела против руководства ЮТБ по четырем статьям: за выдачу заведомо невозвратных кредитов, преднамеренное банкротство, халатность и злоупотребление полномочиями. По словам Ватутина, в феврале 2009 года (когда вкладчики уже не могли в полном объеме забрать свои средства) банк выдал кредиты на сумму около 40 млн рублей. Его слова подтверждает оборотная ведомость по счетам бухучета банка за февраль 2009 года (копия есть у «Ведомостей»).
В феврале 2009 года выдать кредит ЮТБ не мог — не было средств на корсчете, возражает бывший зампред правления ЮТБ Наталья Муханова (курировала внутренний контроль). Сейчас она и еще три топ-менеджера ЮТБ работают на разных должностях в Земкомбанке (принадлежит многопрофильному холдингу «Юг Руси»): это Андрей Чернявский, Евгения Ким и Дмитрий Игнатьев. Выдать заведомо невозвратный кредит банк не мог, утверждает Муханова, так как решения о выдаче кредитов, например, аффилированным с банком лицам принимались коллегиально советом директоров, куда входили и независимые директора.
«ЮТБ считался сложным, но при этом рыночным банком, клиенты предпочитали брать кредиты в нем, так как многие вопросы можно было решить неформально. Но кредиты всегда стабильно возвращались, просроченная задолженность у банка была одной из самых низких среди областных банков. К краху его, возможно, привели разногласия между акционерами», — говорит топ-менеджер ростовского банка.