В очередном российском банке — Объединенном Банке Развития (ОБР) — обнаружены признаки схемы вывода активов через зарубежные банки развитых стран. Об этом рассказали «Коммерсанту» в Центре финансовых расследований при Финансовом университете при правительстве РФ. Эту организацию привлекли для экспертизы финансового состояния банка правоохранительные органы, расследующие уголовное дело о хищении денег из кассы ОБР. В результате проведенного центром расследования выяснилось, что банк применял и гораздо более изощренные схемы. Так, 150 млн рублей средств из российского банка бесследно исчезли в австрийском Meinl Bank AG.
Впрочем, в данном случае важен не объем потерь, а схема, по которой пропали деньги, отмечает газета. Она идентична той, с помощью которой 300 млн рублей исчезли накануне отзыва лицензии из Витас Банка, а годом ранее — 50 млн долларов и 600 млн рублей незадолго до лишения лицензии из Петрофф-Банка. Причем в случае с Витас Банком получателем средств стал все тот же Meinl Bank AG. По сведениям «Коммерсанта», этот банк состоит в отношениях и с другими российскими кредитными организациями.
В документации ОБР эти средства были отражены в виде межбанковского кредита, предоставленного им Meinl Bank в июне 2011 года под 8% годовых, пояснил изданию представитель центра. По странному стечению обстоятельств первый платеж по этому кредиту был намечен через год после его выдачи и приходился в точности на день отзыва у российского банка лицензии (15 июня 2012 года). Возвращать кредит австрийская сторона отказалась. Основанием для этого стали дополнительные условия размещения средств ОБР в Meinl Bank, скрытые от российского регулятора, продолжает собеседник газеты.
Выяснилось, что «кредитные ресурсы, предоставленные Meinl Bank, были обременены обязательствами ОБР перед ним». Возврат кредита российскому банку был обусловлен возвратом австрийскому банку займа на те же 150 млн рублей под те же 8% годовых, выданные австрийской стороной компании Alisal International Ltd., зарегистрированной на Британских Виргинских островах. Она предсказуемо не расплатилась, и ОБР лишился 150 млн рублей в пользу Meinl Bank.
Ситуация с Витас Банком была аналогичной, за тем исключением, что Meinl Bank получил от него не межбанковский кредит, а депозит, обремененный точно таким же образом. Но в отличие от сделки Витас Банка, в законности которой сейчас разбирается Арбитражный суд Москвы, судиться за деньги кредиторов ОБР, похоже, никто не собирается. На последнем собрании комитета кредиторов банка, протокол которого есть в распоряжении «Коммерсанта», было решено продать эту задолженность без обращения в арбитражный суд.