Бывшие руководители Объединенного Горного Банка, лишившегося лицензии в начале марта 2010-го и признанного банкротом в июле того же года, привлечены к субсидиарной ответственности на сумму более 125 млн рублей. Об этом в очередном докладе о ходе конкурсного производства в банке (за период с 1 по 30 сентября 2014 года) сообщило Агентство по страхованию вкладов, которое выступает конкурсным управляющим.
Согласно данным электронной базы арбитражных решений, иск АСВ на 125,295 млн рублей удовлетворил в сентябре Арбитражный суд Москвы, постановив взыскать в порядке субсидиарной ответственности в конкурсную массу ООО «Межотраслевой коммерческий банк «Объединенный горный банк» 100,224 млн рублей с экс-предправления кредитной организации Максима Шанина и по 8,357 млн — с бывших членов правления и кредитного комитета Эльмиры Басацкой, Наталии Куликовой и Константина Павловского.
Как следует из материалов дела, истец пришел к выводу, что «банкротство банка наступило по вине его руководителей, действовавших недобросовестно и неразумно при выдаче банковских гарантий, а также кредитов лицам с неподтвержденным финансовым положением, без какого-либо обеспечения».
По данным АСВ, за 13 месяцев, предшествовавших отзыву лицензии у кредитной организации, ее показатель достаточности/недостаточности имущества снизился на 122,817 млн рублей — до минус 79,425 млн. Конкурсный управляющий увидел в этом непосредственную связь с заключением банком в этот период сделок по предоставлению банковских гарантий на сумму 86,872 млн рублей (бенефициаром выступило ООО «ЮнионТрансСтрой», принципалом — ООО «ГРО-АУСТРУ-БАУ»), а также по выдаче ссуд техническим заемщикам («ЮнионТрансСтрою», ЗАО «Торговый дом «Руслэнд-Инвест» и пяти физическим лицам) в сумме 36,61 млн.
В частности, в материалах дела говорится, что в рамках заключенных Шаниным сделок банковских гарантий финсостояние принципала не анализировалось. Последний не исполнил своих обязательств, и бенефициар — «ЮнионТрастСтрой» — через суд взыскал денежные средства с банка (эти требования включены в реестр требований кредиторов). При этом выданные гарантии не были отражены в бухгалтерском балансе банка, резервы на возможные потери не начислялись (если бы это было сделано, пороговые значения большей части обязательных нормативов банка оказались бы нарушены, а размер собственных средств уменьшился бы до уровня ниже величины уставного капитала). Договоры по банковским гарантиям не были переданы временной администрации и конкурсному управляющему и не обнаружены в процессе конкурсного производства, что не позволило предъявить претензии принципалу.
При выдаче кредитов также не анализировалась платежеспособность заемщиков, не была проверена подлинность представленной ими информации.
Суд счел доказанным «наличие совокупности условий, необходимых и достаточных для привлечения руководителей банка к субсидиарной ответственности по обязательствам должника, в том числе виновность ответчиков». Размер ответственности был определен исходя из разницы между размером установленных требований кредиторов (на момент рассмотрения иска размер неудовлетворенных требований кредиторов составлял 142,707 млн рублей) и рыночной стоимостью имущества должника за вычетом текущих обязательств (17,412 млн), поясняется в определении суда.
По данным сегодняшнего отчета АСВ, на 1 сентября текущего года размер установленной задолженности Объединенного Горного Банка перед кредиторами составлял 161,969 тыс. рублей. На 1 октября полностью удовлетворены требования кредиторов первой очереди и 22,86% объема требований кредиторов третьей очереди в совокупности на 31,43 млн рублей.