Текущий кризис в экономике России, связанный с замедлением темпов роста ВВП, снижением стоимости барреля нефти и ослаблением рубля, — это кризис бюджетного планирования, считает экономист Сергей Алексашенко.
По его мнению, готовящийся в настоящее время антикризисный план правительства «является на самом деле чуть-чуть измененной версией антикризисного плана образца 2009 года». «Вновь, как и пять лет назад, единственным, что подталкивает власти к действию, является падение цен на нефть. Вновь, как и пять лет назад, чиновникам запрещено употреблять слово кризис, зато разрешается во весь голос расхваливать антикризисные меры. Вновь, как и пять лет назад, речь идет о поддержке банков и моногородов, поддержке рынка труда и малого бизнеса. Вновь, как и пять лет назад, счет идет на триллионы рублей, — пишет в своем блоге Алексашенко. — Это кризис бюджетного планирования».
В связи с этим экономист подчеркивает, что с кризисом бюджетного планирования нужно бороться иными методами, а не теми, что предлагает Минфин РФ.
Алексашенко считает, что кризис в России возник прежде всего вследствие нежелания бизнеса инвестировать. Сокращение инвестиций началось еще в 2013 году, отмечает экономист. «Крым и украинская авантюра, несомненно, ускорили бегство капитала, но отнюдь не стали его причиной», — утверждает он.
Таким образом, меры по импортозамещению и предоставлению нуждающимся компаниям и банкам бюджетных денег вряд ли помогут властям преодолеть текущий кризис. «Сколько ни принимай отраслевых программ импортозамещения, вряд ли в нашей стране начнут производить свои мобильные телефоны, компьютеры и автомобили. А сколько ни раздавай бюджетных гарантий и сколько ни субсидируй процентную ставку по кредитам, это вряд ли подвигнет бизнесменов рисковать своими деньгами», — резюмирует Сергей Алексашенко.
Комментарии