Банк России в октябре представит свои наработки по контролю расчетов ключевых индикаторов финансового рынка, отражающих реальную рыночную стоимость денег. Предложения касаются аттестации администраторов (сейчас это Национальная фондовая ассоциация, НФА), осуществляющих формирование индикаторов, пишет «Коммерсант».
Проект документа обсуждается около года. В дискуссии участвовали нынешние контрибуторы ставок (банки, предоставляющие данные для расчетов) и те, кто несколько лет назад предпочел отказаться от этой практики (речь идет о таких индикаторах, как MosPrime Rate, ROISFIX, NFEA FX Swap Rate USD и др.), — дочерние структуры иностранных банков, занимающие значительную долю рынка. Уход последних сделал индикаторы гораздо менее представительными. В НФА, которая инициировала появление индикаторов, надеются, что новые подзаконные акты помогут вернуть интерес иностранцев. До сих пор котировки проверялись только расчетным агентом и администратором.
Российский рынок финансовых индикаторов понес тяжелые потери после мирового скандала с манипулированием ставкой LIBOR в 2012 году, напоминает издание. Тогда выяснилось, что некоторые крупные европейские банки предоставляли для расчетов неадекватные ставки, чтобы увеличить прибыль со сделок и создать ложное представление о своей кредитоспособности. После уплаты больших штрафов иностранные банки стали крайне осторожно относиться к участию в таких расчетах. В результате из списка контрибуторов одной из главных российских ставок MosPrime Rate выбыли Дойче Банк, Королевский банк Шотландии, Росбанк, Ситибанк, «Эйч-Эс-Би-Си» (HSBC), чуть позже — ИНГ Банк (Евразия). В расчетах остались только российские банки и российские подразделения (ЮниКредит Банк и Райффайзенбанк).
В интересах всего рынка было бы вернуть «беглецов» обратно, говорят действующие контрибуторы. «Регулятор заинтересован в развитии индикаторов, поскольку они помогают банкам хеджировать риски, управлять ликвидностью», — считает член правления Райффайзенбанка Никита Патрахин. Он уверен, что некоторые из ушедших контрибуторов могут вернуться, увидев результаты работы регулятора. Так же думают и в НФА. «С теми участниками, в первую очередь международными, которые ушли по известным причинам из расчетов, мы находимся в постоянном контакте», — говорит президент НФА Константин Волков.
Топ-менеджер одного из крупных иностранных банков, ранее участвовавших в расчетах индикаторов, подтверждает: НФА подходит к вопросу возврата игроков «с большим рвением». Но, несмотря на активное вовлечение в процесс ЦБ, надежды, скорее всего, напрасны, поскольку «регулятор пока не предложил ничего, что могло бы заинтересовать зарубежных собственников банков», говорит собеседник издания, знакомый с ситуацией. По его мнению, единственное, что гарантировало бы успех, — это жесткое силовое решение. «Если регулятор заставит, то, конечно, мы вернемся. Но нам бы этого не хотелось», — резюмирует банкир.