По данным ИАА TelecomDaily, общее количество абонентов платного ТВ в России по итогам 2017 года составило 42,13 млн абонентов.
Таким образом, зафиксирован прирост на уровне всего лишь 0,25 млн новых подписчиков за квартал, а за весь 2017 год число абонентов платного увеличилось на 930 тыс. домохозяйств. В первый раз за несколько лет эта величина оказалась менее 1 млн. Проникновение сервисов платного ТВ по итогам 2017 года составило 75%. Средний чек на одного абонента вырос и составил по итогам года 170 рублей в месяц (по итогам 2016 года был 155 рублей). Рост ARPU связан в первую очередь с использованием дополнительных сервисов, таких как отложенный просмотр, пауза и др.
Порядка 90% новых подключений в 2017 году принадлежит первой «пятерке» крупнейших операторов ТВ.
Лидер рынка, спутниковый оператор «Триколор ТВ», за 2017 год увеличил абонентскую базу на 140 тыс. подписчиков до 12,28 млн домохозяйств. Второй по величине игрок, «Ростелеком», увеличил базу подписчиков на 480 тыс. до 9,78 млн. Идущий третьим «Эр-Телеком» увеличил базу сразу на 372 тыс. абонентов, до 3,342 млн. Рост компании в 2017 году происходил в основном не из-за органического роста, а за счет сделок M&A. «Орион» увеличил базу на 122,4 тыс. до 3,342 млн абонентов. МТС увеличили абонентскую базу на 36 тыс. до 2,796 млн.
На долю «Ростелекома» снова пришлось порядка 50% от всех подключений за квартал.
Пятерка крупнейших операторов платного ТВ по итогам 2017 года
* С учетом абонентов купленных компаний в 2017 году («Акадо», СПб. и Екатеринбург, «ВестКолл», Волгоград и др.).
** Без учета спутникового сегмента, так как нет предоставленных официальных данных от МТС по спутниковому сегменту.
Доли крупнейших операторов платного ТВ по итогам 2017 года, тыс. абонентов
Доли сегментов платного ТВ в общем объеме услуг по итогам 2017 года
Комментирует генеральный директор ГК «Орион» Кирилл Махновский:
«Итоги 2017 года в полной мере свидетельствуют о том, что наиболее интересные тренды развития рынка платного телевидения сегодня формируются за рамками органического роста. Большинство участников, ориентированных на долгосрочную стратегию развития, заинтересованы в расширении своего присутствия в различных средах вещания, поиске новых аудиторий для своих услуг, а также в выходе на новые территории. Ресурсы при этом неоднородны, поэтому в ближайшей перспективе нас ждет время конвергентных продуктов и стратегических партнерств».
Комментирует генеральный директор ИАА TelecomDaily Денис Кусков:
«Деятельность в 2017 году не позволила операторам привлечь значительное число абонентов, что говорит о насыщении рынка новых подключений. Сейчас операторы стараются увеличивать выручку с каждого абонента, предлагают больший спектр услуг. По-прежнему активен спутниковый сегмент, но 75% подключений за отчетный период пришлось на проводное вещание».