Аналитический центр Банки.ру выяснил, на каком этапе цифровизации находится банковский сектор в России и чего ждать в ближайшем будущем.
В прошлом году Россия вошла в топ-5 стран по отказу от наличных, а в марте 2021 года почти каждый россиянин (94%) знал о существовании бесконтактных платежей. Технологии не стоят на месте, а пандемия только подталкивает развитие бесконтактных способов оплаты. Кажется, что пластик постепенно уходит в прошлое: для клиентов отказ от карт — это удобно, для банков — выгодно, для планеты — полезно. Однако в полном отказе от пластика есть и свои минусы, как для банков, так и для клиентов.
Рынок банковских карт в России
По данным ЦБ РФ, за последние пять лет количество банковских карт, эмитированных российскими банками, выросло на 23%. Кредитные карты демонстрируют более стремительный рост, чем дебетовые, — 32% и 22% соответственно. Несмотря на это, на дебетовые карты приходится существенная доля от общей эмиссии — 87,4%. За аналогичный период количество операций, совершаемых с использованием пластиковых карт, увеличилось в 1,8 раза. Такие данные, несомненно, подтверждают тренд на популяризацию безналичных расчетов.
Среди операций заметно сократилась доля снятия наличных, при этом значительно возросла доля переводов. Операции по оплате товаров и услуг также демонстрируют рост, но не столь ощутимый. Довольно часто малые предприниматели используют перевод на карту как альтернативу эквайрингу. Кроме того, дополнительный импульс развитию переводов придал запуск Системы быстрых платежей (СБП), которая позволяет без комиссии переводить деньги между банками по номеру телефона. СБП также развивает и сервис платежей по QR-кодам, при использовании которого клиенту не требуется наличие физической карты, а торговой точке — терминал.
Согласно данным ЦБ и Росстата, в первом полугодии 2021 года в среднем один взрослый человек в России имел три банковских карты. При этом показатели отдельных регионов довольно сильно отличаются. Так, на одного жителя Москвы приходится шесть карт, в то время как в Дагестане показатель составляет всего 0,86. Тем не менее всего в двух регионах (Дагестан и Ингушетия) количество карт меньше численности населения, что говорит о высоком уровне проникновения банковских карт в стране.
Северокавказские регионы и Крым демонстрируют наибольший прирост относительно первого полугодия 2020 года по объему платежей, совершенных в торгово-сервисных предприятиях, и переводов. Объем покупок по картам в Чеченской Республике увеличился на 87,8%, в Крыму — на 76,5%, в Дагестане — на 68,8%, в то время как средний прирост по России составил около 40%. Безоговорочными лидерами по росту объемов переводов стали Крым и Севастополь — сумма операций на полуострове выросла в 3,3 и 2,5 раза соответственно.
Мобильные платежи
По оценкам Visa, до 40% всех оплат картой в магазинах в 2020 году совершалось с помощью мобильных устройств — за год объем таких трансакций вырос в 2 раза.
Данные опрошенных нами банков 1 показывают, что в первом полугодии 2021 года доля токенизированных дебетовых карт составляла в среднем около 16% от общей эмиссии, кредитных — около 13%. Относительно аналогичного периода прошлого года доля карт, привязанных к смартфонам, увеличилась почти вдвое. Оборот по картам с использованием токена вырос в среднем в 1,5 раза.
Согласно опросу НАФИ, россиянам хорошо известны бесконтактные платежи, однако чаще всего граждане предпочитают все-таки платить картой (61%). Смартфон используют 32%, смарт-часы или браслеты — 8%. Относительно 2018 года телефоны стали использовать в 3 раза чаще, другие гаджеты — в 2 раза.
Среди читателей Банки.ру, участвовавших в опросе 2, 73% используют телефон в качестве платежного средства. Самой популярной системой оказалась Google Pay — ею пользуются 32,5% участников, на втором месте — Apple Pay (30,9%), на третьем — Mir Pay (13,2%). При этом пользователи отечественной платежной системы, как правило, пользуются ею совместно с другими приложениями, и лишь 2,9% используют только Mir Pay.
Участники, которые не пользуются мобильными платежами, отмечали, что считают систему неудобной и небезопасной (17,3%). Еще 12,3% пользователей сообщили, что их телефоны не поддерживают мобильные платежи.
Самые популярные дебетовые карты с онлайн-заявкой
Название
Проценты на остаток, %
Стоимость обслуживания, ₽
Cashback
нет
0
нет
нет
0
нет
нет
0
нет
2,75%
0 - 1 188
до 10%
нет
0
нет
Цифровые карты: что думают банки
Чем популярнее становятся мобильные платежи, тем логичнее выглядит отказ от пластиковой карты как от лишнего звена в этом процессе и переход к цифровому формату. Что такое цифровая карта? Это карта, которая не имеет пластикового носителя, но при этом обладает таким же функционалом и возможностями, как обычная физическая карта. Реквизиты карты можно узнать в приложении банка, а совершать покупки — через сервисы мобильных платежей, привязав карту к смартфону.
Многие из опрошенных нами банков 1 приступили к выдаче цифровых карт только в конце 2020 — начале 2021 года и отмечают, что пока доля таких карт составляет менее 2%. Среди игроков, которые активнее продвигают продукт, доля цифровых карт варьируется от 5% до 20%. При этом банки делают большую ставку на развитие цифровых продуктов.
«Банк ДОМ.РФ начал эмиссию цифровых карт в 2020 году и уже выпустил их несколько десятков тысяч. К неоспоримым достоинствам виртуального пластика относится простота и скорость оформления при сохранении всех преимуществ: программы лояльности, лимитов по операциям, возможности использования в онлайне и офлайне. Цифровые карты выпускаются через мобильное приложение, клиентский путь занимает менее одной минуты», — рассказывает Евгений Шитиков, директор розничных продуктов Банка ДОМ.РФ.
В Банке ДОМ.РФ ожидают, что к концу 2021 года доля цифровых карт будет составлять 25—30% от всего объема эмиссии, в 2022-м она увеличится до 50%, а в перспективе 3—5 лет превысит 90%.
«Физический пластик останется только для отдельных клиентских сегментов, которые будут готовы дополнительно платить за физический носитель. В целом же мы намерены оставить клиенту возможность выбирать, нужен физический пластик или нет», — добавляет Шитиков.
В банке «Ак Барс» к преимуществам в первую очередь относят возможность обслуживания клиентов в режиме онлайн без очередей и необходимости посещения офиса банка, что повышает лояльность клиентов. Во-вторых, банк экономит благодаря тому, что не нужно изготавливать заготовки пластиковых карт у сертифицированных поставщиков, персонализировать карты и осуществлять доставку. Также экономия происходит за счет сокращения затрат банка на обслуживание офисов и операционных сотрудников. Кроме того, текущая рыночная статистика показывает, что при переходе клиентов на использование карты в цифровом формате количество операций и объем покупок увеличивается на 12%. Также выпуск цифровых карт полезен с точки зрения влияния на экологию. «Ак Барс» в настоящее время активно внедряет принципы устойчивого развития в свою деятельность, и развитие цифровых услуг — один из наиболее приоритетных проектов в данном направлении.
Среди недостатков банк выделяет необходимость токенизации — добавление карты в один из кошельков, которые поддерживаются устройством (смарт-часами или мобильным телефоном), например Apple Pay, Samsung Pay, Google Pay и др. К сожалению, не все устройства поддерживают токенизацию карт и бесконтактную оплату (NFC).
Еще одним ограничением является инфраструктура использования карт: самая широкая сеть приема токенизированных карт — это торгово-сервисные предприятия в России. К сожалению, за рубежом еще может потребоваться карта на физическом пластике для осуществления расчетов. И отдельный вопрос — банкоматная сеть, которая достаточно широка в России, и для ее переоснащения нужно порой не только пройти сертификацию в платежных системах, но и заменить само дорогостоящее устройство для поддержания бесконтактных транcакций.
«Наибольшему распространению данных карт будет способствовать введение нового способа идентификации с использованием единой системы биометрии. Кроме того, скорее всего, цифровой формат карты — это также только переходная форма перед более прогрессивной системой расчетов, например, с помощью биометрических данных, при которой модель используемого клиентом мобильного устройства не будет иметь никакого значения», — поясняют в пресс-службе «Ак Барса».
«Повышение клиентоориентированности — важный плюс выпуска цифровых карт. Ведь, в отличие от классической карты, цифровую можно оформить быстро и просто прямо из дома, не тратя при этом время на посещение банковского офиса или ожидание курьера, что особенно актуально в современных условиях пандемии», — отмечает заместитель председателя правления банка «Русский Стандарт» Елена Петрова.
Карту без физического носителя нельзя забыть или потерять, оставить в банкомате при снятии наличных. Еще одно преимущество цифровых карт для банка — это экономия на всем цикле пластиковой карты: от ее производства до непосредственной доставки клиенту. Цифровые карты позволяют оптимизировать расходы на оплату работы курьерской службы, доставляющей в том числе и пластиковые карты. К тому же это и участие банка в экологической инициативе: как известно, пластик наносит ощутимый вред окружающему миру.
«В современных условиях востребованность цифровых карт на фоне всеобщей миграции в онлайн будет только расти. Однако говорить о полной замене пластика в ближайшие десять лет пока преждевременно. В ближайшие 3 —5 лет банк «Русский Стандарт» будет стремиться к увеличению доли цифровых карт от общего числа карт», — заключает Петрова.
«Мы считаем, что цифровая карта является отличным продуктом как для клиента, так и для банка. Для клиента она несет в себе скорость, удобство, отсутствие необходимости помнить о пластиковом носителе. Для банка — упрощение процесса выпуска карт, отсутствие необходимости хранить и утилизировать пластик. Отсутствие лишнего пластика позволяет снизить вред для окружающей среды. Есть только один минус, о котором стоит сказать, — цифровые карты увеличивают мобильность клиента, что позволяет выигрывать конкуренцию банкам с хорошими продуктами и высокой ценностью для клиентов, и проигрывать остальным», — комментирует Кирилл Матвеев, руководитель управления клиентского счастья Райффайзенбанка.
Райффайзенбанк планирует в ближайшее время выпускать новые карты в основном в цифровой форме и на горизонте 2—3 лет увеличить их долю до 50% портфеля. Учитывая уровень развития платежной инфраструктуры в России, на горизонте десяти лет цифровая карта станет превалирующей формой карточного продукта, а пластиковые аналоги останутся для каких-то нишевых и специфических продуктов.
В ВТБ выпустить цифровую карту можно как в дополнение к пластиковой, так и взамен ее. Клиент может выбрать виртуальный аналог вместо перевыпуска пластика.
Цифровая карта оформляется в мобильном приложении «ВТБ Онлайн» или в интернет-банке в несколько кликов. Сразу после этого ею можно пользоваться как полноценной картой: расплачиваться за покупки онлайн, совершать переводы, а также добавить в один из привычных сервисов Pay и оплачивать товары и услуги в торговых точках одним касанием, снимать наличные с помощью QR-кода и получать все преимущества в рамках программы лояльности «Мультибонус».
По прогнозам ВТБ, к 2023 году на цифровые карты будет приходиться до 40% розничной эмиссии банка.
В банке «Санкт-Петербург» подтверждают, что основные преимущества цифровых карт заключаются в экономии на пластике, работе сотрудников, а также в удобстве для клиентов (и, как следствие, их удовлетворенности). Среди минусов банк выделяет отсутствие живого контакта с клиентом, где можно с большей долей вероятности допродать другие продукты.
«Я думаю, что постепенно цифровые карты будут иметь всё б ольшую и большую долю. Целей по цифровой эмиссии мы себе не ставим. Но через десять лет наверняка доля цифровых карт будет больше, чем доля карт с физическим носителем, — это очередной этап развития платежной инфраструктуры», — говорит руководитель бизнеса банковских карт департамента продуктов банка «Санкт-Петербург» Сергей Мишанин.
В Кредит Европа Банке отмечают, что по кредитным картам значительная часть всех клиентов с интернет-заявками подтверждает свои персональные данные через «Госуслуги», что позволяет банку быстро принять верное решение по кредиту на основе достоверной и полной информации и не затрачивать большое количество ресурсов. Таким образом, основные преимущества цифровых карт с точки зрения бизнеса банка связаны со снижением операционных издержек и стоимости рисков.
«Мы оцениваем цифровые продукты как в высшей степени перспективные. Ожидаем, что в ближайшие пять лет доля цифровых карт превысит 50%. В перспективе же десяти лет, полагаем, цифровые карты пластик полностью еще не заменят, что связано с недостаточной цифровой грамотностью и инертностью части клиентов», — поделились своим видением в пресс-службе Кредит Европа Банка.
Начальник отдела электронного бизнеса Примсоцбанка Андрей Грудинин выделяет следующие преимущества цифровых карт:
- снижение стоимости выпуска карты: сокращение расходов на пластик, доставку, персонализацию физической карты;
- повышение активности карточного портфеля: клиент осознанно выпускает карту для решения конкретных задач, то есть начинает пользоваться картой здесь и сейчас;
- сокращение операционных расходов на обслуживание клиента.
Среди недостатков в банке называют увеличение затрат на инфраструктуру: необходимость апгрейда устройств самообслуживания, дооборудования NFC-модулями или замены АТМ во всех точках присутствия.
«На мой взгляд, рынок идет к отказу от физических носителей для совершения финансовых операций. Самый очевидный пример — это масштабное внедрение сервисов СБП, где для совершения платежа требуется единственный идентификатор (номер телефона). По нашим данным, уже 20% безналичного оборота наших клиентов является токенизированным, то есть проводится с использованием смартфона, через 3—5 лет этот показатель превысит 50%. Эра карт заканчивается. В России, например, POS-инфраструктура готова принимать платежи только бесконтактным способом, через десять лет уже точно не будет пластика», — добавляет Грудинин.
Абсолют Банк начал выпуск цифровых карт в апреле 2021 года. Уже в сентябре доля Visa Digital достигла 30% от всех новых карт, выпущенных в течение месяца, а доля цифровых карт от общего количества эмитированных карт составляла более 7%. По мнению аналитиков банка, к концу 2021 года доля «цифры» в портфеле достигнет 10—12%, в ближайшие 3—5 лет — превысит 50% от общего объема выпускаемых карт, а в перспективе десяти лет физические карты полностью исчезнут из оборота.
Цифровые карты пользуются особой популярностью у лояльных клиентов банка в возрасте от 18 до 45 лет со средним стабильным доходом, которые готовы к новым предложениям и интересуются технологиями. Клиенты используют Visa Digital как быстрый и удобный способ оплаты товаров и услуг на территории России. Покупают продукты, одежду, розничные товары как в Интернете, так и в магазинах и крупных супермаркетах, но чаще всего платят за еду и кофе в кафе, ресторанах и службах доставки.
«О плюсах «цифры» уже много сказано: безопасность, экологичность, удобство и универсальность. Ну и скорость оформления, конечно: у нас цифровая карта Visa Digital выпускается в мобильном приложении или интернет-банке бесплатно и быстрее чем за пять минут. О минусах: пока цифровую карту не всегда можно использовать за границей, лучше все-таки иметь и физический носитель», — говорит зампред правления Абсолют Банка Антон Павлов.
«Вопрос о полном отказе от пластика очень похож на широкое обсуждение пару лет назад того, когда банки закроют почти все физические отделения и перейдут в онлайн-формат. Мы не ставим так вопрос и не стремимся дать человеку какой-то один формат карты или обслуживания. Мы даем выбор. И цифровые карты сегодня выбирает около 60% клиентов с дебетовыми картами и 30% с кредитными картами. Эта доля растет, и можно уверенно сказать, что в следующем году она будет еще выше. А через несколько лет доля цифровых карт может составлять уже абсолютное большинство в новой эмиссии. Мы не видим значимой разницы, если клиент сам принимает решение о формате карты. Конечно, для цифровой карты банк экономит на выпуске и логистике пластика, но это не является определяющим фактором», — рассуждает вице-президент, начальник управления по развитию кредитных и дебетовых карточных продуктов банка «Ренессанс Кредит» Петр Карпов.
«В настоящее время выпуск цифровых карт можно условно разделить на два формата: полностью цифровые карты (у которых в принципе не предусмотрен физический носитель) и digital first (клиент сначала получает цифровую карту, но к ней выпускается пластик, который клиент может получить в отделении или доставкой при необходимости). Как бы платежные системы ни хотели полностью отказаться от нецифровой эмиссии, к сожалению, в ближайшие несколько лет этого не произойдет. Согласно правилам платежных систем, у клиента должна быть возможность расплатиться своей картой в любой точке мира, где есть средство приема карты. Бесконтактные платежи еще далеко не во всех странах имеют значительное распространение, поэтому полностью цифровые карты могут не соответствовать требованиям самих же платежных систем. При этом доля полностью цифровых карт значительно увеличится», — комментирует Антон Сергунов, руководитель вертикали «Карты» финансового супермаркета Банки.ру.
Цифровые карты: что думают клиенты
Результаты опроса 2, проведенного Банки.ру, показывают, что более 50% респондентов имеют карту, выпущенную только в цифровом виде. 53,8% обладателей цифровых карт пользуются ими для покупок в Интернете и в торгово-сервисных предприятиях, 34,8% совершают оплату только в Интернете, 4,5% — только офлайн. Также пользователи отвечали, что используют карту для получения социальных выплат и стипендий или что картой пользуется другой человек. 3% читателей отмечали, что не пользуются картой.
45,7% не имеют в настоящий момент цифровой карты (при этом 4,5% пользовались ею раньше). Из них 39,6% согласились бы оформить карту без физического носителя, так как все равно пользуются смартфоном для оплаты покупок (27,9%) и могут получить карту моментально (9,9%). Среди причин, по которым пользователи не готовы полностью отказаться от пластика, чаще всего упоминались неуверенность в безопасности технологии (27%) и отсутствие технической возможности оплаты телефоном (22,5%). 8,1% читателей отмечали, что пластиковой картой пользоваться удобнее из-за ее компактности и простоты использования (не требуются дополнительные приложения, Интернет и пр.). Также респонденты обращали внимание на недостаточное проникновение бесконтактных платежей за рубежом, неготовность банкоматной сети к работе без пластика. Озабоченность вызывал вопрос «Что делать, если сядет или сломается телефон?».
Резюме
Цифровые карты — перспективное направление развития карточных продуктов. Некоторые банки приступили к процессу цифровизации уже несколько лет назад, некоторые только заходят в эту нишу, при этом все участники рынка придерживаются мнения, что за цифровыми картами будущее и необходимость в физическом носителе рано или поздно отпадет.
Цифровые карты имеют массу преимуществ:
- моментальный выпуск;
- экономия — на пластике, на обслуживании, на доставке;
- экологичность;
- безопасность — карту нельзя потерять, «засветить» реквизиты.
Однако, несмотря на привлекательность «цифры», для полного отказа от пластика существует ряд стоп-факторов:
- недостаточное техническое оснащение ТСП за рубежом;
- дорогостоящая модернизация банкоматной сети внутри страны;
- неготовность клиентов полностью переходить на цифровые носители.
Аналитический Центр Банки.ру
В перспективе ближайших 3—5 лет цифровые карты будут активно развиваться, их доля от общей эмиссии превысит 50%. Для внедрения новых технологий банки будут совершенствовать свои бизнес-процессы, а клиенты — привыкать к новой «цифровой» реальности. Спустя десятилетие доля цифровых продуктов будет составлять подавляющее большинство, однако полного отказа от пластика ждать не стоит. Определенные группы клиентов будут по-прежнему выбирать физический носитель, и банки будут готовы к такому выбору.
Параллельно с цифровыми картами будут развиваться альтернативные способы оплаты, которые в принципе исключают карты из процесса. Например, уже сейчас при поддержке регулятора повсеместно внедряется Система быстрых платежей, позволяющая совершать покупки и переводы только с использованием телефона с банковского счета. Власти Москвы активно продвигают технологию Face Pay, которая проводит платежи только по биометрическим данным, уже с октября планируется запустить систему на всех станциях Московского метрополитена и в некоторых магазинах.
1 Данные для исследования предоставили Абсолют Банк, Ак Барс Банк, Банк ДОМ.РФ, Кредит Европа Банк, Примсоцбанк, «Ренессанс Кредит», Росбанк, УБРиР, Хоум Кредит Банк.
2 Опрос проводился в сентябре 2021 года путем анкетирования читателей Банки.ру. В опросе приняли участие 243 респондента.
Анастасия БЕЛИК, аналитический центр Банки.ру