Введенные в 2022 году финансовые и экономические санкции против РФ со стороны западных стран прежде всего негативно повлияли на динамику развития секторов российской экономики, которые исторически были зависимы от импорта. В их числе автопром, авторынок и тесно связанный с ними рынок автокредитования. Аналитический центр Банки.ру изучил, как развивались эти сегменты в России в 2022 году, выделил лидеров по основным показателям, тренды и предпочтения в поведении заемщиков на рынке автокредитования[1], а также представил собственный прогноз направлений его развития в 2023 году.
Что происходило с авторынком
В 2022 году выпуск в российском автопроме упал на 51%, а динамика развития автомобильного рынка была отрицательной. Количество проданных новых легковых и легких коммерческих автомобилей сократилось на 58,8% к итогу 2021 года и составило 687,4 тыс. автомобилей, сообщает Комитет автопроизводителей АЕБ. Похожую статистику[2] приводит и «Автостат», отмечая, что в 2022 году в России было продано 626,3 тыс. легковых машин и внедорожников (на 58,7% меньше, чем в 2021-м), три четверти из которых автомобили местного производства.
Ключевая причина заключается в существенной просадке спроса на рынке в марте, когда после введения санкций с него стали уходить крупнейшие автоконцерны, нарушились логистические цепочки поставок комплектующих. Совокупное падение продаж новых автомобилей составило 52% по отношению к февралю 2022 года и 63% — к марту 2021 года. Пик сжатия спроса пришелся на май, когда было продано 24,3 тыс. новых автомобилей против 147,4 тыс. годом ранее и 114,3 тыс. в феврале. С июня в первичном сегменте авторынка начался стабильный восстановительный рост за счет переориентации потребительского спроса на российские и китайские машины (доля которых на рынке выросла к концу года на 21% и 28% соответственно), а также введения параллельного импорта. Однако вернуться к своей январской точке, равно как и повторить итоги предыдущего года, авторынок не смог — по итогам декабря 2022 года была продана только половина от реализованных в декабре 2021 года новых машин.
Гораздо лучше в прошедшем году себя ощущал вторичный авторынок — снижение количества продаж на нем к итогу 2021 составило только 18,8%. Всего, по данным «Автостата», в 2022 году в России было продано 4,86 млн подержанных машин, что в 7 раз превышает результаты сегмента новых автомобилей. Объясняется это как возникшим на рынке дефицитом новых легковых машин и изменившейся структурой продаваемых марок, так и более значительным увеличением цен на них. По данным Росстата, новые отечественные автомобили подорожали в 2022 году на 29,65%, а новые иномарки — на 39,11% при росте средней цены на подержанные в размере 6,75%. В начале 2023 года эта тенденция продолжилась — по нашим расчетам, средняя стоимость нового отечественного автомобиля выросла в январе 2023 года на 18,9% к январю 2022-го, новой иномарки — на 52,9%, а подержанной иномарки — на 16,4%. На двухлетнем горизонте темпы роста цен более ощутимы: удорожание новых отечественных автомобилей в январе 2023 года по сравнению с постпандемийным январем 2021 года составило 45,3%, новых иномарок — 78,7%, а подержанных — 47,9%.
Сильнее всего в январе 2023 года по сравнению с январем 2022 года средний чек на новые автомобили вырос в Южном федеральном округе, а на подержанные — в Северо-Западном ФО. Меньше всего новые отечественные машины подорожали в Уральском федеральном округе, а иномарки — в Северо-Кавказском. Единственным регионом, где за год подешевели подержанные иномарки, стал Центральный федеральный округ.
На горизонте двух лет новые отечественные легковые автомобили сильнее всего подорожали в Северо-Кавказском ФО, иномарки — в Южном ФО, а подержанные иностранные машины — в Северо-Западном ФО. Наименьший прирост средней цены по этим категориям транспортных средств по сравнению с январем 2021 года отмечается в Уральском, Северо-Кавказском и Центральном ФО соответственно.
Что происходило с автокредитованием
Сжатие авторынка в совокупности со снижением реальных доходов населения повлекло за собой сокращение автокредитования — по данным ЦБ, выдачи на этом рынке упали на 36% к итогу 2021 года. По подсчетам НБКИ, всего в 2022 году в России было выдано 510,1 тыс. автокредитов, и наибольший пик просадки спроса на них ожидаемо пришелся на март, когда выдачи снизились в 4 раза относительно февраля.
В отличие от динамики продаж новых автомобилей, выдачи автокредитов перешли к восстановительному росту уже в апреле, и он продолжался вплоть до сентября, когда на фоне объявления частичной мобилизации многие банки существенно ужесточили свои кредитные политики. В октябре и ноябре выдачи снова вышли в рост, а вот в традиционном ажиотажном декабре, наоборот, просели — объясняется это исчерпанием лимитов в рамках госпрограммы автокредитования, подогревавшей спрос заемщиков в течение всего года.
1. Портфели
Снижение выдач не оказало существенного влияния на размер совокупного портфеля автокредитов на балансе банковского сектора — в годовом выражении он потерял лишь 3,7%, составив на 1 января 2023 года 1,2 трлн рублей. В то же время, по данным ЦБ, автокредитование стало единственным сегментом розничного кредитования с отрицательной годовой динамикой, а его доля в портфеле предоставленных физическим лицам кредитов снизилась за год, по нашим расчетам, с 5,02% до 4,41%.
Совокупный объем портфеля автокредитов (без учета приобретенных прав требований) банков, принявших участие в нашем анкетировании, составил на 1 января 2023 года 716,6 млрд рублей, увеличившись за год на 12,6%. Произошло это за счет того, что большинству игроков, работающих в этом сегменте, удалось нарастить, а не потерять за год свои портфели. При этом впечатляют темпы их форсирования в 2022 году Альфа-Банком, который начал развивать это направление бизнеса только в конце 2021 года, а портфель сейчас сформирован в основном за счет автокредитов 2022 года, а также банком «ФК Открытие», объединившимся в 2022 году со специализирующимся на автокредитовании РГС Банком и поглотившим их портфель.
Бесспорным лидером по объему портфеля по итогам 2022 года стала группа Сбера (включает в себя Сбербанк и Драйв Клик Банк) — на 1 января он составил 178,3 млрд рублей. На второй позиции находится Совкомбанк с портфелем в 130,5 млрд рублей. Замыкает первую тройку Росбанк, показатель которого оценивается в 121,1 млрд рублей. Заметим, что от участия в текущем исследовании отказались ряд банков, находящихся в «режиме тишины», но активно развивающих автокредитование. В их числе и ВТБ, традиционно занимавший лидирующие позиции на рынке автокредитования. По этой причине рассчитанный нами портфель автокредитов отличается от данных ЦБ. Кроме того, мы анализируем «чистые» портфели — без приобретенных прав требования.
Рейтинг банков по объему портфеля автокредитов по итогам 2022 года
Место в рейтинге | Банк | Портфель автокредитов на 01.01.23, тыс. рублей | Доля в розничном кредитном портфеле на 01.01.23, % | Портфель автокредитов на 01.01.22, тыс. рублей | Доля в розничном кредитном портфеле на 01.01.22, % | Динамика за год,% |
1 | Группа Сбербанка* | 178 315 999 | - | 151 216 737 | - | 17,9 |
176 525 220 | 93,13 | 149 121 611 | 88,41 | 18,4 | ||
1 790 779 | 0,00 | 2 095 126 | 0,00 | -14,5 | ||
2 | 130 517 880 | 23,42 | 121 393 934 | 26,92 | 7,5 | |
3 | 121 097 268 | н/д | 118 817 214 | н/д | 1,9 | |
4 | 106 587 622 - | 15,02 - | 623 742 85 544 439 | 0,11 84,41 | 16988,4 - | |
5 | 71 542 552 | н/д | 74 142 402 | н/д | -3,5 | |
6 | 28 608 964 | 12,87 | 22 974 843 | 11,23 | 24,5 | |
7 | 18 130 774 | н/д | 4 302 613 | н/д | 321,4 | |
8 | 16 960 534 | 100,00 | 27 299 638 | 100,00 | -37,9 | |
9 | 16 901 141 | 82,89 | 17 064 947 | 81,02 | -1,0 | |
10 | 16 552 021 | 1,05 | 34 809 | 0,003 | 47450,7 | |
11 | 5 801 327 | 44,80 | 6 756 322 | 47,11 | -14,1 | |
12 | 4 536 027 | 4,23 | 5 197 843 | 5,54 | -12,7 | |
13 | 1 068 331 | 1,66 | 1 005 033 | 1,64 | 6,3 |
* С конца 2014 года заявки на автокредиты в группе Сбербанка принимает только Драйв Клик Банк (до декабря 2022 года — Сетелем Банк).При этом портфель указан по группе Сбербанка, так как на балансе ПАО «Сбербанк» содержится портфель автокредитов, выданных им до окончания перевода бизнеса автокредитования в Драйв Клик Банк.
** РГС Банк присоединился к банку «ФК Открытие» 1 мая 2022 года.
2. Просрочка
Наименьшей долей просроченной задолженности в портфеле автокредитов из числа банков, раскрывших нам эти данные, на 1 января 2023 года отличался банк «Центр-Инвест» с показателем 1,82%. Наибольший же параметр по итогам года зафиксирован нами у Тинькофф Банка (9,71%). В среднем банки-респонденты показали на начало 2023 года уровень просрочки по своим портфелям в размере 4,08%. За год он вырос на 0,93 процентного пункта. Однако необходимо учитывать, что ряд игроков не раскрыли свои данные по этому показателю. В целом же по отрасли ЦБ не видит существенного ухудшения стандартов выдач и ухудшения качества портфелей, отмечая, что доля просроченной задолженности свыше 90 дней в течение 2022 года практически не менялась и оставалась на уровне 4,6%.
Рейтинг банков по доле просроченной задолженности в портфеле автокредитов по итогам 2022 года
Место | Банк | Доля просроченной задолженности в портфеле автокредитов на 01.01.23, % | Объем просроченной задолженности по портфелю автокредитов физлицам на 01.01.23 тыс. рублей | Доля просроченной задолженности в портфеле автокредитов на 01.01.22, % | Объем просроченной задолженности по портфелю автокредитов физлицам на 01.01.22, тыс. рублей |
1 | 1,82 | 19 425 | 2,95 | 29 668 | |
2 | 2,78 | 472 257 | 2,73 | 744 101 | |
3 | 3,01 | 3 207 428 | 1,97 | 1 698 105 | |
4 | 3,06 | 876 772 | 3,86 | 887 593 | |
5 | 9,71 | 6 948 385 | 4,21 | 3 123 508 |
3. Выдачи
В 2022 году опрошенные нами банки совокупно выдали 402 тыс. кредитов на сумму 472 млрд рублей. Это 80% от общего числа выданных автокредитов в России, по данным НБКИ.
Лидером по объему и количеству предоставленных автокредитов стал Драйв Клик Банк. Вторую позицию занял Совкомбанк, а замыкает первую тройку банк «ФК Открытие».
Рейтинг банков по объему выданных в 2022 году автокредитов
Место | Банк | Объем выданных автокредитов, тыс. рублей |
1 | 117 514 059 | |
2 | 94 363 051 | |
3 | 71 335 364 | |
4 | 68 854 022 | |
5 | 36 104 277 | |
6 | 29 265 855 | |
7 | 20 372 789 | |
8 | 17 648 194 | |
9 | 7 657 226 | |
10 | 3 929 414 | |
11 | 2 644 596 | |
12 | 1 690 815 | |
13 | 532 915 |
Рейтинг банков по количеству выданных автокредитов в 2022 году
Место | Банк | Количество выданных автокредитов, штук |
1 | 94 866 | |
2 | 80 125 | |
3 | 60 516 | |
4 | 54 667 | |
5 | 52 148 | |
6 | 18 224 | |
7 | 15 105 | |
8 | 12 693 | |
9 | 7 981 | |
10 | 2 610 | |
11 | 1 503 | |
12 | 1 380 | |
13 | 332 |
Преимущественная часть автозаймов была выдана в Центральном федеральном округе. Также в лидерах Северо-Западный и Приволжский ФО. Аутсайдерами в прошедшем году, несмотря на устанавливаемые там средние ставки ниже, чем в остальных регионах, стали Северо-Кавказский и Дальневосточный ФО.
Средний процент одобрения поданных заявок на автокредиты в 2022 году в банках-участниках составил 17,8%, а выдач — 7,7%. По госпрограмме эти показатели были лучше — процент одобрения заявок был равен 58,5%, а выдач — 47%.
При этом доля льготных автокредитов по итогам года составила, согласно предоставленным респондентами данным, 3% в объемном и 5,5% в количественном выражении всех выдач. Больше всех займов по госпрограммам в 2022 году выдали Драйв Клик Банк, банк «ФК Открытие» и Альфа-Банк.
Рейтинг банков по объему и количеству выданных льготных автокредитов в 2022 году
Место в рейтинге | Банк | Объем выданных кредитов, тыс. рублей | Количество выданных кредитов, шт. | Доля в объеме % | Доля в количестве, % |
1 | 7 870 228 | 12 089 | 6,70 | 12,75 | |
2 | 5 156 630 | 7 779 | 7,23 | 12,85 | |
3 | 1 609 230 | 2 248 | 7,90 | 17,71 | |
4 | 134 400 | 219 | 7,95 | 15,87 | |
5 | 33 633 | 48 | 0,11 | 0,26 |
Напомним, что госпрограммы автокредитования в России были продлены до конца 2023 года. По ним получить субсидию на оплату первоначального взноса в размере 20% от стоимости автомобиля (25% — на Дальнем Востоке и при покупке электромобиля) могут:
- медицинские работники;
- работники сферы образования;
- мобилизованные, добровольцы и военнослужащие по контракту, принимающие участие в СВО, а также члены их семей.
Под действие программы подпадают новые автомобили категории B марок LADA (кроме LadaLargus), УАЗ, ГАЗ, HAVALJolion, Evolute, произведенные в РФ не ранее 1 декабря 2022 года стоимостью до 2 млн рублей.
4. Сегменты
Больше половины всех выдач как в объемном выражении, так и в количественном пришлось на кредитование подержанных легковых автомобилей, что отвечает сложившейся в России в 2022 году структуре авторынка. Несмотря на устанавливаемые банками более высокие ставки по кредитам на б/у транспорт, в условиях дефицита новых машин и существенного роста их стоимости заемщики отдавали предпочтение вторичному сегменту авторынка.
Из числа банков, раскрывших нам данные на этот счет, монолайнером во вторичном автокредитовании является Тинькофф Банк с долей таких кредитов в выдачах свыше 97%. Кроме него специализация на кредитовании вторичных автомобилей явно прослеживается в бизнесе БыстроБанка. Преимущественно ориентированными на кредитование покупок новых транспортных средств являются МС Банк Рус и банк Уралсиб.
Больше всего автокредитов банки-участники исследования выдали на приобретение автомобилей марок Lada, Kia и Hyundai. В совокупности на них пришлось 35% в объемном и 43% в количественном выражении всех выдач. Такой результат был ожидаемым — именно эти марки, по данным экспертов, лидировали на рынке новых автомобилей по объему и количеству продаж в прошедшем году.
5. Ставки
Средняя ставка по автокредитам, выданным участниками рейтинга, по итогам 2022 составила 15,8% годовых. По госпрограмме этот показатель был ниже и составил 12,1% годовых. Наиболее выгодные ставки банки устанавливали по кредитам на приобретение новых автомобилей сроком от года до трех лет и с первоначальным взносом менее 10%. Это объясняется тем, что такие параметры в большей части устанавливаются по партнерским предложениям банков и автодилеров.
При этом, по данным Банка России, средневзвешенная ставка по автокредитам выросла в 2022 году на 2,09 п. п. и составила на 1 января 2023 года 15,81% годовых. Ее максимальные значения были зафиксированы регулятором в марте и апреле прошедшего года, а наименьшие — в январе. Наиболее значимые корректировки банками ставок пришлись на II и III квартал года. В частности, на фоне повышения ключевой ставки ставка по автокредитам увеличилась во II квартале на 3,06 п. п. к итогу I квартала, а в III квартале снизилась вслед за ключевой ставкой на 3,33 п. п.
Несмотря на снижение в сентябре 2022 года значения ключевой ставки до уровня 7,5% (что ниже действовавшего в начале года — 9,5%), средневзвешенные процентные ставки по автокредитам, как и по всем кредитным продуктам, не вернулись в IV квартале к своим минимальным значениям. Это объясняется тем, что изменение банками ставок по кредитам отстает от изменения ключевой ставки. В условиях экономической неопределенности, остро проявившейся в 2022 году на фоне экономических санкций, это отставание усилилось — несмотря на существенное смягчение в сентябре процентной политики регулятора, банки не торопились улучшать условия кредитования. Напротив, после объявления частичной мобилизации большинство игроков ужесточили свои кредитные политики, в том числе за счет повышения ставок.
6. Сроки и суммы
Основная часть автокредитов в банках, предоставивших нам такую статистику, выдавалась в 2022 году с первоначальным взносом от 20 до 50% на срок более пяти лет. Это отражает наблюдавшуюся во всем розничном кредитовании тенденцию к увеличению банками сроков выдачи денежных средств заемщикам с целью обеспечения более низкого ежемесячного платежа и соблюдения требований регулятора в части ПДН.
Аналогичную картину в разрезе срочности всех выданных в банковском секторе в 2022 году автокредитов зафиксировал и регулятор: за год доля краткосрочных кредитов снизилась с 8,8% до 3,3%, а долгосрочных — выросла с 91,2% до 96,7%.
Согласно нашим расчетам, наибольший средний размер выданных автокредитов в 2022 году отмечался в Центральном и Северо-Западном федеральных округах, а наименьший — в Приволжском федеральном округе. Средняя сумма автокредита, предоставленного заемщикам банками-участниками нашего исследования, составила 1,2 млн рублей (в т. ч. по госпрограмме — 661 тыс. рублей), что коррелирует с произведенными НБКИ и «Автостатом» расчетами в целом по РФ.
Наименьший средний чек выдаваемых автозаймов отмечался у наших респондентов по кредитам на покупку подержанного транспорта и составил 999 тыс. рублей. Средняя сумма выданного автокредита на новые транспортные средства была выше и составила 1,4 млн рублей. При этом, согласно данным «Автостата», в целом по РФ в 2022 году эти показатели составили 1,03 и 1,46 млн рублей соответственно. Наибольшие средние чеки по выдаваемым займам на приобретение новых транспортных средств отмечались с марта по июнь, а наименьшие — в октябре и ноябре. Максимальный средний чек на приобретение б/у транспорта отмечался в феврале и в конце года, а минимальный — во II квартале года.
7. Портрет заемщика
Наибольшим спросом на Банки.ру автокредиты пользовались во второй половине прошедшего года, когда число посещений пользователей, желающих оформить этот финансовый продукт, превысило показатели первого полугодия более чем в два раза.
Преимущественный интерес отмечался со стороны мужчин — их доля в гендерной структуре заемщиков, как и годом ранее, составила более 70%.
Наибольшее число заявок оставляли пользователи в возрастном диапазоне от 25 до 35 лет, а наименьший спрос отмечался со стороны пользователей в возрасте до 20 и от 65 лет. При этом средний возраст пользователей, оставивших в 2022 году заявки на автокредиты в сервисах Банки.ру, составил 34 года (годом ранее — 37 лет).
Преобладающая часть потенциальных заемщиков в 2022 году были официально трудоустроены либо имели статус ИП. Доля неофициально работающих пользователей, желающих получить автокредит, к концу года сократилась в два раза. Интерес самозанятых граждан и пенсионеров к этому продукту пока еще остается минимальным. Одновременно в 2022 году мы зафиксировали рост уровня ежемесячного дохода потенциальных автовладельцев — его среднее значение за год составило 97,2 тыс. рублей (годом ранее — 75,8 тыс. рублей).
Средняя запрашиваемая сумма автокредита в сервисах Банки.ру в 2022 году составила 997,5 тыс. рублей. По сравнению с 2021 годом она выросла на 43%. Пиковое значение этого показателя отмечалось в марте, а минимальное — в январе.
Средний запрашиваемый срок увеличился в 2022 году на 13 месяцев составил 71 месяц, что соответствует общерыночной тенденции повышения банками сроков по всем кредитным продуктам.
Больше всего автокредитами в сервисах Банки.ру интересовались заемщики из Москвы и Санкт-Петербурга. Также в топе регионов Татарстан, Краснодарский край и Башкортостан. Наименьшим спросом этот продукт пользовался в прошедшем году у жителей Еврейской автономной области и Калмыкии.
Прогноз на 2023 год
На отечественном авторынке продолжает расти стоимость автомобилей, объективных предпосылок к ее снижению, равно как и к изменению сложившейся структуры рынка, в настоящее время нет. Мы ожидаем, что в 2023 году с большой долей вероятности развитие будет преимущественно за счет вторичного сегмента. В частности, «Автостат» уже зафиксировал прирост количества продаж б/у автомобилей в январе 2023 года по отношению к январю 2022 на 7% и практически на 5% — в феврале по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. В то время как падение первичного сегмента в январе составило 47,4% к уровню января 2022 года, а в феврале — 43,4% по сравнению с тем же периодом прошлого года.
В условиях сохранения на рынке дефицита новых автомобилей, продолжающегося падения реальных доходов населения и его переориентации на сберегательную модель поведения мы не прогнозируем существенного роста авторынка, а следовательно, и автокредитования в России в 2023 году. По нашему мнению, в 2023 году при условии отсутствия на рынке потрясений и макроэкономических шоков можно ожидать приближенных к динамике 2022 года темпов роста автокредитования. При этом существенного оживления спроса на рынке мы ожидаем не ранее второй половины года, поскольку традиционно пиковые значения потребительской активности в автокредитах приходятся именно на этот период. Ключевыми факторами активизации потребительского спроса будут являться снижение стоимости автомобилей, а также сохранение госпрограмм поддержки рынка.
Заметим, что при росте средних ставок по автокредитам, предпосылок для снижения которых не закладывает завершенный цикл смягчения процентной политики регулятора, в совокупности с ростом стоимости новых автомобилей выгода для населения от предоставляемой правительством субсидии практически сводится к нулю. По нашему мнению, правительству все же стоит задуматься о пересмотре формата госпрограммы и введении субсидирования части ставки по автокредитам для заемщиков, как это уже практиковалось в России несколько лет назад.
Но в текущих условиях рынка этому не способствует ограниченность объемов выделяемых бюджетных средств. Поэтому мы ожидаем еще большего смещения автокредитования вслед за авторынком на вторичку и сосредоточения на этом направлении большинства автокредитных банков, за исключением игроков, исторически специализирующихся на кредитовании первичного сегмента (например, кэптивных банков).
Также мы считаем, что в 2023 году на рынке по-прежнему будет наблюдаться тенденция роста средних чеков выдаваемых автокредитов на фоне удорожания стоимости машин. Отчасти это сможет нивелировать переориентацию заемщиков на приобретение машин более низкого класса с меньшей стоимостью. Ожидаем мы и дальнейшего увеличения средних сроков выдаваемых автокредитов — этому способствует переход большей части банков к консервативному подходу в одобрении кредитов заемщикам.
[1] При проведении исследования мы использовали официальные статистические данные Банка России и Росстата, данные специализированных ресурсов (НБКИ, «Автостат», АЕБ), эксклюзивные внутренние данные Банки.ру и результаты анкетирования банков: всего в исследовании приняли участие 12 банков и 1 банковская группа.
[2] Разница обусловлена различными методиками подсчета показателей в этих организациях. АЕБ ведет статистику, опираясь на данные по отгрузкам автомобилей дилерам, а «Автостат» — по первичной регистрации машин в ГИБДД на основе выгрузки АО «Электронный паспорт» (оператор системы ЭПТС).