За последний год автомобильный рынок претерпел существенные изменения как в части структуры представленных марок и моделей, так и в части продаж новых и подержанных транспортных средств. Уход с рынка крупнейших автоконцернов и стремительная переориентация дилерских сетей на новых партнеров привели к формированию совершенно иной структуры продаж новых автомобилей. В образовавшиеся рыночные ниши начал поступать импорт машин из стран, которые не ограничивали свои операции с Россией. Главными бенефициарами изменившейся конъюнктуры стали компании из Китая, которые за последний год заполнили различные сегменты рынка предложением широкого спектра моделей. Однако в страховании каско в портфели страховщиков попадали не только новые автомобили: значительную долю сборов премии приносили транспортные средства более ранних годов выпуска, которые, собственно, и составляли ядро в продажах полисов многих страховых компаний.
Аналитический Центр Банки.ру
По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в I квартале 2023 года было реализовано 153 477 единиц новых транспортных средств в сегменте легковых и легких коммерческих автомобилей, что на 44,7% меньше показателя аналогичного периода прошлого года (277 332). Изменилась и структура продаж отдельных марок: в первой десятке автомобильных марок — шесть имеют китайское происхождение, при этом на первую десятку продаж приходится свыше 95% продаж вообще. Единственной компанией из «недружественных» стран, которой еще удается сохранять некоторое присутствие в списке лидеров, стала корейская KIA. Впрочем, ее продажи упали в 7,5 раза, а рыночная доля сократилась с 12,1% до 2,9%.
Рынок новых в I '23* | Продажи, шт. | Доля марки | |||
№ | Марка | I '22 | I '23 | I '22 | I '23 |
1 | Lada | 52 712 | 64 240 | 19,0% | 41,9% |
2 | Chery | 6 225 | 18 927 | 2,2% | 12,3% |
3 | Haval | 8 311 | 16 639 | 3,0% | 10,8% |
4 | Geely | 5 543 | 12 673 | 2,0% | 8,3% |
5 | ГАЗ комм. | 9 337 | 9 553 | 3,4% | 6,2% |
6 | Exeed | 2 312 | 5 605 | 0,8% | 3,7% |
7 | Omoda | - | 5 605 | 0,0% | 3,7% |
8 | УАЗ комм. | 5 215 | 5 315 | 1,9% | 3,5% |
9 | Kia | 33 658 | 4 435 | 12,1% | 2,9% |
10 | Changan | 1 277 | 3 036 | 0,5% | 2,0% |
Другие | 152 742 | 7 449 | 55,1% | 4,7% | |
Все марки | 277 332 | 153 477 | 100,0% | 100,0% |
* Данные Ассоциации европейского бизнеса, https://aebrus.ru.
В то же время масштабы сделок купли-продажи подержанных автомобилей превышают продажи новых транспортных средств в 8,2 раза в натуральном выражении. Согласно данным аналитического агентства «Автостат», в I квартале 2023 года было продано 1 253 009 автомобилей с пробегом, что больше показателя аналогичного периода прошлого года на 10%. Лидером этого рэнкинга были отечественные автомобили Lada с долей 22% в структуре продаж, но остальной объем приходился в основном на марки из «недружественных» стран. Среди иностранных транспортных средств с пробегом чаще других продавали Toyota (11,8%), при этом владельцы активно реализовывали и другие марки, среди которых Kia, Hyundai, Nissan, Volkswagen и пр.
№ | Марка* | март '22 | март '23 | Изм., % | 1-й кв. 2022 | 1-й кв. 2023 | Изм., % |
1 | Lada | 99 649 | 108 572 | 9,0 | 266 876 | 274 477 | 2,8 |
2 | Toyota | 49 290 | 58 531 | 18,7 | 129 728 | 147 493 | 13,7 |
3 | Kia | 22 776 | 28 038 | 23,1 | 59 727 | 70 657 | 18,3 |
4 | Hyundai | 23 294 | 27 555 | 18,3 | 62 049 | 70 666 | 13,9 |
5 | Nissan | 22 506 | 26 052 | 15,8 | 60 282 | 64 715 | 7,4 |
6 | Volkswagen | 16 836 | 22 010 | 30,7 | 46 526 | 56 200 | 20,8 |
7 | Chevrolet | 16 235 | 18 796 | 15,8 | 45 918 | 47 117 | 2,6 |
8 | Ford | 13 389 | 17 615 | 31,6 | 37 901 | 44 447 | 17,3 |
9 | Renault | 16 045 | 17 421 | 8,6 | 42 823 | 44 468 | 3,8 |
10 | Honda | 12 342 | 17 277 | 40,0 | 32 726 | 42 647 | 30,3 |
Другие | 131 650 | 155 695 | 18,3 | 354 159 | 390 122 | 10,2 | |
Всего по России | 424 012 | 497 562 | 17,3 | 1 138 715 | 1 253 009 | 10,0 |
* Данные аналитического агентства «Автостат», http://www.autostat.ru/.
Непосредственно структура продаж новых автомобилей и машин с пробегом также претерпела заметные изменения. Если в I квартале 2022 года доля новых автомобилей в общем количестве сделок купли-продажи составляла 20%, то в аналогичном периоде текущего года она сократилась почти в 2 раза — до 11%. В целом же общий объем сделок как с новыми, так и с подержанными автомобилями практически не изменился: в I квартале прошлого года он достигал 1,42 млн единиц, а в текущем — 1,41 млн, что меньше всего на 0,7%.
Необходимо отметить, что большинство автомобилей с пробегом были ранее произведены в России и формально не пополнят парк автомобилей в стране. Вместе с тем некоторая доля подержанных машин была впервые завезена в страну за последний год и добавилась к общему количеству автомобилей в парке. Кроме того, часть подержанных автомобилей прошла через несколько сделок купли-продажи, однако эти тонкости учета ТС не влияют на главное: каждая продажа транспортного средства, как нового, так и подержанного, открывает потенциальную возможность для страховщиков реализовать полис каско.
Нетрудно предположить, что большую часть премии по каско приносили рынку автомобили с пробегом. Общий же объем рынка страхования каско для транспортных средств всех возрастов, включая новые автомобили в I квартале 2023 года превысил 58 млрд рублей и в структуре портфеля страхового рынка России занимал долю, равную 11%. Динамика доли данного вида имеет некоторую сезонность: в начале года вес каско меньше, но постепенно подрастает к IV кварталу. В целом доля в I квартале текущего года практически такая же, как и в прошлом году: выглядит довольно органично для I квартала и не характеризуется ощутимым ростом или спадом.
На протяжении последних двух лет сборы премии демонстрировали выраженную сезонность: объем сборов рос от квартала к кварталу в течение года, однако выплаты возмещения показывали совсем другой рисунок поведения. Кривая выплат явным образом не реагировала на рост или спад сборов премии, а скорее медленно следовала тренду на повышение. В те периоды, когда сборы премии росли, снижался коэффициент выплат (соотношение выплат к сборам).
Между ростом сборов и ростом выплат естественным образом должен быть временной лаг, поскольку убытки распределены во времени после продажи полисов, однако кривая выплат возмещения не похожа по форме на кривую сборов — рост сборов не приводил к линейному увеличению выплат в моменте, скорее к плавному долгосрочному росту уровня выплат на рынке. В целом сборы премии в I квартале превысили 58 млрд рублей по новой методике расчета, а выплаты — 29 млрд рублей. Коэффициент выплат динамично менялся на протяжении последних двух лет и в I квартале 2023 года оказался на уровне, равном 0,5.
Количество договоров является в каком-то смысле опережающим индикатором для сборов премии. Этот показатель начинает расти или снижаться приблизительно на один квартал раньше, чем сборы премии, что в целом объяснимо: не все премии уплачиваются одномоментно, не каждая система учета в отдельной страховой компании способна обрабатывать данные о проданных полисах в режиме реального времени.
Кроме того, страховщики последовательно выводили продукты с меньшим страховым покрытием и более низкой стоимостью в ответ на сократившийся платежеспособный спрос, чтобы стимулировать к покупке большее количество клиентов. Так или иначе сборы премии, как и количество договоров в сегменте каско, росли на протяжении последних двух лет, несмотря на непростую макроэкономическую ситуацию. Так, количество договоров в I квартале 2023 года превысило 1,78 млн единиц, что больше показателя аналогичного периода прошлого года на 43%.
Чтобы оценить относительные доли рынка и доли в выплатах каско ведущих страховых групп, Аналитический центр Банки.ру провел консолидацию данных ЦБ с учетом принадлежности различных страховых компаний отдельным финансовым холдингам. Вся информация собиралась исключительно на основе открытых источников и отражает оценку совокупных сборов премии и выплат возмещения в целом по группам компаний, входящих в одну структуру.
Учитывая тот факт, что не вся информация о собственниках компаний представлена в открытом доступе, а также то, что сделки по слиянию и поглощению на страховом рынке бывают весьма долгими и сложными, итоговые показатели могут содержать некоторые отклонения от тех цифр, которые страховые группы определяют для себя как базовые.
Основными игроками на рынке каско с долями более 5% в денежном выражении были страховые группы «Ингосстрах», «Ресо-Гарантия», «АльфаСтрахование», «ВСК», «Согаз», «Ренессанс» и «Согласие». Совокупная доля рынка этих групп составляла почти 77% сборов премии в I квартале. Безусловным лидером рынка в этот период оставалась компания «Ингосстрах» с долей рынка 16,8%, в тройке лидеров также присутствовали «Ресо-Гарантия» (14%) и «АльфаСтрахование» (12,9%).
Похожим образом обстояли дела и с выплатами возмещения — структура выплат крупнейших страховых групп была похожа на аналогичную для сборов премии, за исключением нескольких игроков, чье место в рэнкинге по выплатам несколько отличается от положения в рэнкинге по сборам премии: например, «Согаз» занимал пятое место в рэнкинге по сборам, но седьмое место в рэнкинге по выплатам, а «Ренессанс» расположился на шестом месте по сборам, при этом в рэнкинге выплат занимал уже пятое место. В то же время группа Сбербанк занимала десятое место в рэнкинге сборов премии, однако в рэнкинге выплат располагалась намного ниже — на 26-й позиции.
Подводя итоги, можно отметить следующее:
- Объем рынка страхования автомобильного каско составлял в I квартале 2023 года величину, равную 58,4 млрд рублей, а выплаты возмещения достигли 29,4 млрд рублей.
- Отношение выплат к сборам на рынке каско в I квартале 2023 года составляло 0,5.
- Продажи новых автомобилей в рассматриваемом периоде сократились на 44,7% — с 277 тыс. до 153 тыс. единиц, по данным Ассоциации европейского бизнеса.
- Сделки по продаже подержанных автомобилей, как уже присутствующих в парке страны, так и ввезенных из-за рубежа, составили 1 253 тыс. единиц за I квартал текущего года.
- На продажи новых машин приходилось только около 11% сделок купли-продажи автомобилей в I квартале 2023 года
- В структуре продаж новых транспортных средств велика доля китайских марок, которые активно замещали автомобили производителей, ранее занимавших доминирующее положение на российском рынке.
- Доля премий каско в портфеле рынка страхования остается стабильной — в I квартале на этот вид приходилось 11% сборов премии.
- Сборы премии каско на протяжении последних двух лет заметно росли, демонстрируя выраженную сезонность.
- Выплаты возмещения росли медленнее и более плавно.
- Количество договоров также росло относительно сборов премии, вероятно опережающими темпами. Этот эффект может быть связан с рассрочкой премии для некоторых клиентов, особенностями учета проданных полисов и выводом продуктов с меньшим страховым покрытием / более низкой стоимостью.
- В пятерку крупнейших страховых групп по данному виду страхования попали «Ингосстрах» (16,8%), «Ресо-Гарантия» (14,0%), «АльфаСтрахование» (12,9%), «ВСК» (10,5%) и «Согаз» (8,3%) с совокупной долей 63% сборов премии.
- В целом мы ожидаем рост сборов премии каско на величину более 15% по итогам года на фоне сигналов о восстановлении автомобильного рынка.