Митинг вкладчиков у АСВ, крики «Верните деньги!».
Вот так на прошлой неделе несколько сотен человек «брали на абордаж» Агентство по страхованию вкладов. Все эти люди — вкладчики Мико-Банка, Кроссинвестбанка и Стелла-Банка — кредитных организаций, которые остались без лицензий в марте и апреле этого года.
Ярослава Волкова, представитель инициативной группы Мико-Банка, Кроссинвестбанка и Стелла-Банка:
— Во всех трех банках выяснилось, что есть люди, которые не попали в реестр. То есть везде был какой-то забалансовый учет. Мы стремимся объединять наши усилия, поскольку есть одна большая проблема, она коснулась сейчас в общей массе по трем банкам пять тысяч человек.
Ярослава держала средства в Кроссинвестбанке. Но после отзыва у него лицензии обнаружила, что ее имя в реестре вкладчиков не значится, поэтому получить страховое возмещение она не может. Юрия Брыксина тоже нет в списках. Вкладчиком Стелла-Банка он был всего два дня и за это время успел лишиться миллиона с лишним рублей.
Юрий Брыксин, вкладчик Стелла-Банка:
— Я там был во вторник, по-моему, а в четверг, по-моему, его грохнули. То есть, получается, за день или за два — не знаю.Потому что я положил, сразу уехал в командировку — мне в командировку надо было уехать — вернулся, ну и вот…
Елена Гостева, обозреватель Bankir.ru:
— Со «Стеллой» было смешно еще то, что ростовский банк вышел на московский рынок, и, соответственно, ЦБ не мог этого не знать! Через месяц у него отзывают лицензию, и оказывается, что в реестре у тебя сумма вклада далеко не такая, какую ты принес!
Елена Гостева написала немало статей о работе системы страхования вкладов. Поэтому бесстрашно открыла депозит в Стелла-Банке. Так вышло, что его тоже «увели», но по другой схеме.
Елена Гостева, обозреватель Bankir.ru:
— Человек приходит в банк, кладет деньги на счет, заключает с банком договор вклада. Этим же днем или днем позже вклад расторгается якобы по инициативе человека. Он может быть расторгнут полностью — то есть человек деньги забрал формально. Он может быть расторгнут и снова перезаключен на новый срок, на новый вклад, но с гораздо меньшей суммой. Например, если вы клали в банк 10 тысяч рублей, может быть открыт вклад на тысячу рублей.
По данным АСВ, в Кроссинвестбанке мимо кассы прошли 3,5 миллиарда рублей — это вдвое больше суммы депозитов, отраженной в официальной отчетности. Мико-Банк скрыл привлечение вкладов на ту же сумму. Неучтенные вклады в Стелла-Банке составляют примерно миллиард рублей.
Обманутые вкладчики всех трех банков написали в АСВ заявления о несогласии с суммой выплат. К ним, как полагается, приложили документы, полученные в банке при открытии вклада. Но агентство ответило: оно внесет заявителей в реестр страховых выплат только по решению суда.
Павел Медведев, финансовый омбудсмен:
— Впечатление такое, что Агентству по страхованию вкладов нужно основание для выплаты. Агентство бы и радо выплатить, но раз написано черным по белому «выплачивается тому, кто в реестре»... Я с сожалением призываю граждан пойти в суд. С сожалением, потому что, конечно же, когда писался закон «О страховании вкладов», авторы не предполагали, что не будет автоматизма. И надо сказать, что в подавляющем большинстве автоматизм был — там два миллиона триста тысяч раз АСВ автоматически выплатило деньги. Я все-таки надеюсь, что решение судов будут быстрыми и формальными в самом лучшем смысле этого слова. Человек предъявил документы — значит, он вкладчик банка.
Ярослава Волкова, представитель инициативной группы Мико-Банка, Кроссинвестбанка и Стелла-Банка:
— Сейчас уже подано 700 обращений в Симоновский суд от вкладчиков Кроссинвестбанка и, насколько я знаю, около 300 обращений вкладчиков Мико-Банка. Вкладчикам Стелла-Банка как раз на том самом собрании было сказано, что выплаты начнутся с 10 июня. То есть у кого-то проблема каким-то образом решилась.
Впрочем, официального подтверждения эта информация пока не получила. Мы обратились в Агентство по страхованию вкладов за комментариями, но к моменту подготовки сюжета ответа по существу так и не получили. Обманутые вкладчики тем временем ломают голову: как нечистые на руку банкиры смогли провернуть такую аферу? Ведь буквально в январе ЦБ проводил проверку в Кроссинвестбанке.
Михаил Сухов, заместитель председателя Банка России:
— Все необычные отклонения в работе с вкладчиками фиксируются тогда, когда имеется соответствующая возможность, и проверяются. В «Кроссинвесте» ситуация выявилась после отзыва лицензии. Потому что проверка работает с документами, проверка работает с кредитными досье, с депозитными досье. Проверка не означает, что у каждого офиса банка стоит проверяющий и переписывает вкладчиков, это сделать просто технически невозможно.
Короткое сообщение о проверке в «Кроссинвесте» прошло незамеченным. А было бы неплохо, если бы регулятор раскрыл подробности, считает Елена Гостева.
Елена Гостева, обозреватель Bankir.ru:
— Я понимаю логику Центробанка, когда он не сообщает о своих надзорных действиях и не вывешивает информацию о том, что в отношении какого-то банка введен запрет или ограничение на прием вкладов, потому что это может вызвать отток вкладов.
Тем временем вкладчики возмущены, что Агентство по страхованию вкладов отказывается внести их в реестр страховых выплат на основании документов, которые есть у них на руках.
Юрий Брыксин, вкладчик Стелла-Банка:
— Значит, придумали схему «реестр». Ему придали какое-то сакральное значение. На самом деле, застрахован не реестр, застрахован вклад.
Ярослава Волкова, представитель инициативной группы Мико-Банка, Кроссинвестбанка и Стелла-Банка:
— «На каком основании вы не выплачиваете нам деньги?» — «На том основании, что вас нет в реестре!» — «Так включите, пожалуйста, нас в реестр! Мы принесли вам документы, которые получили в банке!»
В ЦБ подтверждают: реестр — это технический инструмент, позволяющий вести учет и осуществлять страховые выплаты. И если недобросовестные участники рынка фальсифицируют базовую отчетность, то подделать реестр им не составляет труда.
Михаил Сухов, заместитель председателя Банка России:
— Вкладчики должны знать, что они получат предусмотренное законом страховое возмещение в любом случае. Вкладчики должны хранить все документы, которые они получили в банке. Это две категории документов: во-первых, это договор банковского вклада или банковского счета, во-вторых, это документ, который подтверждает, что деньги внесены в банк.
Подробная инструкция как вести себя вкладчику, который оказался вне реестра, уже есть на сайте. За последние три года всего в 11 случаях после отзыва лицензии у банка вкладчики не находили себя в реестре. Тогда АСВ и Центральный банк обращались в правоохранительные органы, которые помогали устанавливать реальные обязательства банка перед клиентами. И это позволяло гражданам избежать долгих судебных разбирательств.
Михаил Сухов, заместитель председателя Банка России:
— Поэтому обращения в суды возможны, это право есть у каждого вкладчика. Но мы постараемся сделать так, чтобы вкладчики получили деньги в кратчайшие сроки и с наименьшими усилиями, связанными с судебными разбирательствами.
Если ваш банк еще «жив», но вы подозреваете его в нечистоплотности — не волнуйтесь. Если у вас на руках полный комплект документов, включая договор вклада и приходный ордер, в случае проблем вы сможете доказать, что действительно открывали депозит. Дополнительно можно взять в банке выписку со счета, советуют в ЦБ.
Однако обманутые вкладчики предлагают более сложную схему контроля за подлинностью реестров.
Ярослава Волкова, представитель инициативной группы Мико-Банка, Кроссинвестбанка и Стелла-Банка:
— Как клиента меня бы успокоило то, что при визите в банк, помимо того, что я просто знаю, что мой вклад защищен, я получала бы еще какой-то документ, в котором, возможно, содержался бы какой-то уникальный код или ключ, воспользовавшись которым только я могу проверить состояние своего счета в месте, которое не относится к банку. То есть на том сервере, который остается неизменным.
Юрий Брыксин, вкладчик Стелла-Банка:
— Если у нас есть нормальный онлайновый реестр, то в чем его еще прелесть, помимо прочего? То есть я, например, знаю, что я в реестре или нет. Если я не в реестре — я сам контролирую банк! ЦБ и делать-то ничего не надо! Помимо того, что права вкладчиков становятся внятным образом оформлены, так это же еще и база оплаты страховых взносов! Ведь если меня выводят за баланс, так за меня еще и взносы не платят!
Остановит ли эта сложная схема банкиров-мошенников — сказать сложно. Способов обмана вкладчиков много. Но следить за порядочностью банкиров по мнению Павла Медведева, должны не клиенты.
Павел Медведев, финансовый омбудсмен:
— Заставлять человека проверять, данная лицензия Центральным банком данному банку выдана в шутку или всерьез, — это никуда не годится. Если у банка есть лицензия, пусть кто-нибудь другой, а не вкладчик, следит за тем, чтобы банк выполнял свои обязанности.
Елена Гостева, обозреватель Bankir.ru:
— К сожалению, вот как раз таки количество дел, которые дошли до суда и до посадки банкиров, минимально. Еще бывший глава Центробанка Сергей Игнатьев говорил, что парочка-троечка, ну, может быть, пяток хороших показательных дел дали бы банкирам по рукам.
Ярослава Волкова, представитель инициативной группы Мико-Банка, Кроссинвестбанка и Стелла-Банка:
— Да, конечно! Чисто по-человечески я считаю, что тот человек, который позволил себе украсть деньги, должен быть найден и наказан.
Михаил Сухов, заместитель председателя Банка России:
— Мы обратились в правоохранительные органы по всем известным нам случаям, мы и Агентство по страхованию вкладов проводим работу в соответствующем направлении. Главная задача — найти виновных лиц и обеспечить вкладчикам как можно более быстрый доступ к страховому возмещению. Я думаю, что все наши надзорные подразделения обратят особое внимание на прямые либо косвенные признаки, связанные с подобного рода операциями.
Это было бы кстати, ведь совсем недавно лицензии лишился Мострансбанк, где также обнаружились «забалансовые» вклады. Хочется верить, что этот нехороший тренд удастся пресечь, ведь он вредит не только банковской системе, но и российской экономике, в которую мы так стремимся привлечь инвестиции.
Следят за развитием событий Татьяна КАЛИННИКОВА и Сергей МОЖАРОВ, Банки ТВ
Комментарии
Тот мужчина, который за 2 дня до отзыва лицензии вклад внес, вероятно будет судом объявлен дробильщиком/обнальщиком. Имеющиеся на руках документы каких-то бесспорных преимуществ в суде не дают. Суд будет выстраивать позицию, что вкладчик пытается обмануть государство и господина Сухова.
На банках ру была статья, в которой приводилась "неофициальная" статистика дел против АСВ. Выигранных порядка 10%.
Для тех, кто верит как обдусмен Медведев, что суд формально просудит и все вернет (кстати, СМП банк, как санатор, совсем недавно без судов забалансовым вкладчикам Мособлбанка деньги выплачивал. Так что суды не являются обязательной процедурой):
http://www.banki.ru/news/lenta/?id=8908231
И теперь для тех, кто вообще думает, что их вклады в банке не мог быть изъяты без санации. История банка "Открытие", который кинул вкладчиков через суд и благополучно здравствует по сей день. Документы, которые были у вкладчиков, были объявлены не соотвествующими внутренним регламентам "Открытия".
Кроме того, суд установил, что ФИО10 как управляющий операционным офисом Банка , подписавший представленный истцом договор, не имел полномочий на подписание договора банковского вклада, несоответствующего согласованным в Банке условиям и форме. В этой связи суд применительно к п. 1 ст. 183 ГК РФ пришел к выводу, что договор, подписанный ФИО10, хотя и заверенный печатью Банка , так как ФИО10 имел к ней доступ в силу занимаемой должности, не может считаться заключенным от имени Банка , и на основании п. 2 ст. 836 ГК РФ посчитал, что договор банковского вклада является недействительным в силу его ничтожности.
http://www.nash-kislovodsk.ru/2850
http://sudact.ru/regular/doc/qMvRt0UZPz5A/
Вот это конечно вообще замечательный случай. Но стоит помнить, кто "покровитель" банка "Открытие", и вопросы отпадут. У других банков такой фокус не пройдет.
Ну или подобный сервис на портале госуслуг помог бы установлению прозрачности в банковском секторе.