Компания «Аэрофлот» 5 марта представила отчет за четвертый квартал 2023 года. Выручка авиаперевозчика выросла на 72,5% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года (до 171,1 млрд рублей). Общая прибыль за год составила 612,2 млрд рублей (плюс 48,1% в сравнении с 2022-м).
Показатель EBITDA составил 144,1 млрд рублей против 14,8 млрд в четвертом квартале, за год — 318,3 млрд рублей. Рентабельность по EBITDA за 2023 год — 52% (в сравнении с 24,7% за прошлый год).
Чистый долг авиаперевозчика на конец 2023 года составил 630,7 млрд рублей, в отношении к EBITDA — 1,9х.
EBITDA, чистая и скорректированная прибыль стали положительными, хотя годом ранее компания работала в минус. По итогам 2023 года компания все равно показала убыток, но он сократился в 3,6 раза. Такие позитивные результаты, по словам главного аналитика ПСБ Екатерины Хейфец, «Аэрофлот» смог показать благодаря восстановлению авиаперевозок (рост пассажиропотока составил плюс 16% за 2023 год), а также выкупу самолетов у иностранных лизингодателей. Компания является главным бенефициаром субсидий ФНБ на страховое и лизинговое урегулирование, напомнила Хейфец.
Выручка выросла в основном на фоне удвоения пассажирооборота «Аэрофлота» по международным направлениям, согласилась аналитик компании «Тинькофф Инвестиции» Александра Самуйлова, а также за счет роста занятости кресел, даже несмотря на то, что конец года является низким сезоном для авиакомпаний.
«Рост чистой прибыли в четвертом квартале во многом связан с разовыми факторами в виде курсовой переоценки обязательств и позитивного эффекта от страхового урегулирования с иностранными лизингодателями», — объяснила Самуйлова. Она добавила, что при корректировке чистой прибыли за четвертый квартал на разовые эффекты она составляет 8,3 млрд рублей, а в аналогичном периоде 2022 года были убытки.
«"Аэрофлот" значительно сократил чистый убыток, несмотря на значительный отрицательный эффект валютной переоценкой. С учетом курсовых эффектов от аренды воздушных судов, страхового урегулирования и резервов на предоплату аренды, группа вышла на прибыль в 10,3 млрд рублей, что является значительным результатом при отсутствии отраслевых субсидий для возмещения операционных расходов», — отметила аналитик Екатерина Хейфец.
Рост выручки в подотчетном году обеспечил сегмент регулярных авиаперевозок, он прибавил 75% в сравнении с 2022 годом. Основные расходы — операционные: значительно выросла стоимость техобслуживания самолетов, обслуживания пассажиров и авиатоплива.
«Мы сдержанно смотрим на перспективы российского рынка авиаперевозок из-за высокой чувствительности к макрорискам, санкций в отношении поставок запчастей для самолетов и роста стоимости обслуживания судов и тарифов аэропортов. Сохраняем нейтральный взгляд на компанию, — заявила Екатерина Хейфец. — Считаем, что в условиях санкционного давления страховое и лизинговое урегулирование поддержит результаты компании в текущем году».
Аналитик компании «Тинькофф Инвестиции» заявила о нейтральной позиции в отношении акций «Аэрофлота», поскольку фоном идут проблемы по будущему урегулированию споров с иностранными лизингодателями. «Также сохраняется неопределенность со сроками поставок российских самолетов (SSJ-100, МС-21) для замещения иностранного флота», — подчеркнула она.
Настоящее сообщение содержит мнение специалиста инвестиционной компании или банка, полученное Банки.ру. Такое мнение предоставляется исключительно для целей ознакомления и не является рекомендацией для покупки, продажи ценных бумаг, принятия (или непринятия) каких-либо коммерческих или иных решений. За содержание сообщения и последствия его использования Банки.ру ответственности не несет.