При согласовании экспортных поставок самым частым источником проблем является дефицит денежных ресурсов у покупателя. Особенно это характерно для экспорта в развивающиеся и нестабильные страны. Именно по этой причине разнообразные механизмы средне- и долгосрочного торгового финансирования пользуются столь активным спросом. В России в последнее время все активнее используется факторинг. А вот форфейтинговые услуги оказываются в крайне ограниченных масштабах лишь любимым клиентам. Зря: именно форфейтинг мог бы поддержать наш хилый несырьевой экспорт.
Кому это нужно
Форфейтинг как способ сравнительно долгосрочного финансирования представляет интерес для крупных несырьевых экспортеров. Форфейтинг решает проблему недостаточности свободных денежных средств покупателя при невозможности продавца предоставить отсрочку или рассрочку платежа за свой счет на нужное покупателю время. Как правило, суммы форфейтинговых контрактов не опускаются ниже 100 тыс. долларов, суммы же в сотни миллионов долларов не являются
Форфейтинг особенно интересен экспортерам, выходящим на рискованные рынки, в развивающиеся страны. Именно эти варианты прежде всего могут быть доступны российским производителям: международная конкурентоспособность российской продукции оставляет желать лучшего, а вот «третьи» страны могут представлять собой адекватный рынок для не слишком-то продвинутой российской продукции. Впрочем, и на этих рынках зарубежные компании активно конкурируют с нами — зачастую успешно именно потому, что могут предложить удобные условия долгосрочного кредитования покупателям. И часто — именно с помощью форфейтинга.
Интересно, что во времена СССР внешнеторговые контракты проводились с помощью форфейтинговой схемы очень часто. Основным (если не единственным) игроком на этом рынке был Внешторгбанк СССР, зато каким! Он вполне эффективно обеспечивал российским предприятиям (которые были совершенно не в курсе схемы) денежный поток, а сам участвовал даже в операциях на вторичном рынке форфейтинговых обязательств. Нынешний ВТБ тоже занимается форфейтингом, но до советского ВТБ ему далеко.
Что такое форфейтинг
Механизм форфейтинговой сделки сравнительно прост, чего нельзя сказать о процессе переговоров по поводу форфейтингового финансирования. Схема операции такова: платежное обязательство импортера выкупается форфейтором у продавца по пониженной цене, то есть с дисконтом. Обязательство является безусловным и безрегрессным — то есть, во-первых, оно перестает быть связанным с фактом поставки или качеством поставленного товара. Во-вторых, безрегрессность означает невозможность для форфейтора обратить к экспортеру требование о погашении задолженности покупателя. В этом состоит принципиальное отличие форфейтинга от факторинга. При этом на форфейтора переходят все риски сделки — страновые, валютные, процентные, риски банкротства гаранта/авалиста. Для операции форфетирования чаще всего используются векселя или аккредитивы, то есть те виды обязательств, которые регулируются международными нормативными документами.
Впрочем, в России форфейтинг имеет свои специфические особенности — например, здесь сделки совершаются не с векселями, а с аккредитивами. Это связано с тем, что при использовании векселей у экспортеров могут возникнуть проблемы с налоговым законодательством. Глава московского представительства London Forfaiting Company Дмитрий Курышев отмечает, что российское налоговое законодательство, если следовать ему буквально, считает авансовый платеж единственно возможной формой для бесспорного последующего возмещения НДС экспортеру. Но, поскольку нигде 100-процентных авансов не платят, наши налоговые органы постепенно привыкли к тому, что аккредитив — нормальная форма расчета для экспортных контрактов, а вовсе не способ обхода законодательства. И все равно, вопреки всей мировой форфейтинговой практике, на счет российского экспортера зачисляется 100% суммы контракта, включая дисконт, и только потом сумма дисконта перечисляется форфейтору- нигде больше деньги зря не гоняют, выплачивая поставщику только его чистую выручку. При форфейтинге экспортер может финансировать до 100% от суммы контракта.
Как организовать сделку
Процесс организации форфейтинговой сделки гораздо сложнее самой схемы операции. Это довольно длинная многоходовка. На старте сделки экспортер одновременно с началом переговоров с покупателем ведет предварительные переговоры с форфейтором. На этом этапе все суммы определяются приблизительно, но форфейтор начинает изучать информацию о покупателе, его банке, его возможном гаранте, его стране. Покупатель и продавец продолжают свои переговоры, а форфейтор связывается с банками в стране импортера, чтобы понять ситуацию с открытием аккредитива. После этого форфейтором выдвигаются более точные предложения по условиям финансирования и цене дисконта. Этот этап обычно длится от нескольких недель до трех-четырех месяцев.
После этого подписывается контракт продавца с покупателем, а форфейтор направляет окончательную оферту экспортеру, которую последний может принять или отвергнуть. Впромежутке между офертой и ее акцептом риски покрываются опционами на валюту.
После того как договор с форфейтором подписан, стороны ждут фактического исполнения контракта и выдачи долгового обязательства — обычно этот период занимает от трех месяцев до полугода, иногда до года, в зависимости от производственно-коммерческого цикла экспортера. Затем вексель учитывается форфейтором (исполняется аккредитив), и средства поступают на счет экспортера.
Ставка дисконта при форфейтинге определяется несколькими факторами: уровнем странового риска, кредитным риском банка, гарантирующего сделку, авалирующего вексель или открывающего аккредитив импортера. Поэтому ставка дисконта может сильно варьироваться. Для экспортера это, впрочем, важно лишь постольку, поскольку растет цена контракта для покупателя, и последний может отказаться от сделки, посчитав приобретение слишком дорогим. Поэтому иногда экспортер делит с импортером цену финансирования — если получение контракта важнее недополученной прибыли.
За что экспортеры и импортеры любят форфейтинг
Экспортеру форфейтинг выгоден по очень многим причинам.
Во-первых, потому что он позволяетповышать продажи. Ведь даже более дорогой товар с отсрочкой платежа будет куплен скорее, чем дешевый под аванс или с оплатой по факту.
Во-вторых, в момент передачи векселя (раскрытия аккредитива) на счет поступает денежная выручка и закрывается дебиторская задолженность, что сильно улучшает балансовые показатели. В-третьих, как уже было сказано, экспортер снимает с себя абсолютно все виды рисков и проблемы с администрированием и учетом задолженности. В-четвертых, при наличии контракта с форфейтором экспортеру даже может быть обеспечено предэкспортное финансирование под обязательство форфейтора. В-пятых, возможность предоставления покупателю кредита сильно улучшает конкурентные позиции экспортера.
Импортеры при форфейтинге также получают свои выгоды. Во-первых, часто форфейторы предоставляют импортерам различные «бонусы» в виде льготного периода. Во-вторых, график платежей (обычно раз в полгода) позволяет не отвлекать единовременно большие средства и планировать платежи заранее. Кроме того, ставки фиксируются в момент подписания контракта, что особенно выгодно в момент роста ставок, в периоды развития экономик.
Почему у нас этого мало
Форфейтинг в России развивается довольно медленно. При этом многие банки, в принципе упоминающие его в ряду своих услуг, вместо ответа на вопрос «каковы условия» заявляют, что форфейтингом не занимаются.
Среди основных причин низкого интереса к инструменту банкиры в один голос называют закон о валютном регулировании и контроле, запрещающий проплачивать экспортные контракты иначе, чем изза границы, и отсутствие большого объема длинных денег. Поэтому российские банки могут выступать только в роли агента, но никак не собственно форфейтора.
Еще одним очевидным барьером на пути развития форфейтинга в России является специфическая география потребителей российского экспорта. Как правило, там, куда идет российский несырьевой экспорт, страновые риски еще выше, чем в России, и очень сложно найти достойного гаранта/авалиста для векселя покупателя из страны с нестабильной экономикой. А при экспорте продукции, которая действительнопользуется спросом, экспортеры, по мнению ведущего экономиста кредитного управления «Оргрэсбанка» Сергея Новикова, обычно имеют возможность выбора инструментов и, как правило, выбирают аккредитивную форму расчета или различные виды предэкспортного финансирования.
В-третьих, форфейтинговая схема все же существенно сложнее в организации, нежели факторинговая. Как считает Сергей Новиков, если у предприятия есть возможность (при сравнительно коротких сделках) воспользоваться и факторингом, и форфейтингом, то выбор всегда делается в пользу факторинга.
Еще одним ограничителем форфейтинга служит российское законодательство. Оно крайне медленно акцептует мировую деловую практику, видя в каждом новом инструменте способ обмана фискальной системы. Дмитрий Курышев уверен, что нормализация налогового законодательства могла бы значительно увеличить возможности форфейторов и их клиентов, что привело бы к росту технологичного, а не сырьевого экспорта.
Перспективы форфейтинга в России
В настоящее время трудно говорить о том, как будет развиваться форфейтинг в России — слишком много факторов могут повлиять на этот процесс. В ближайшее время, по мнению Сергея Новикова, ждать широкого предложения форфейтинговых услуг не приходится — скорее, он сохранится в качестве эксклюзивной банковской услуги. Если появление на рынке факторинга очень сильно изменило «качество жизни» продавцов, то форфейтинг в сравнении с факторингом не дает такого явного качественного скачка, несмотря на долгий срок и безрегрессность.
Важное условие для развития форфейтинга — длинный горизонт планирования. Если бизнес способен представить, что будет через пять лет или хотя бы через три года,— тогда форфейтинг может быть интересен. В условиях же политической и экономической нестабильности, постоянной перекройки законодательства бизнес просто не может планировать так надолго. А инструменты для тех, кто глядит далеко вперед, будут интересны рынку тогда, когда власть создаст спокойные условия для работы и предприятийэкспортеров, и банков. А уж до таких интересных операций, как продажа форфейтинговых долгов на вторичном рынке, мы точно дорастем еще не скоро.
Татьяна КРУПИНА