В распоряжении «Коммерсанта» оказалось письмо, которым Альфа-банк объявил своим корпоративным клиентам о массовом прекращении с 30 сентября предоставления им услуг интернет-эквайринга. При этом банк нашел изобретательный способ прекратить отношения с клиентами до окончания срока действия договора — он установил им нулевые лимиты по доступным операциям. По мнению банкиров, такие действия Альфа-банка могли быть вызваны претензиями со стороны Visa или MasterCard.
В распоряжении «Коммерсанта» оказалось письмо, в котором Альфа-банк сообщает своим клиентам, что с 30 сентября «прекращает предоставление услуги интернет-эквайринга в массовом порядке». Речь идет об обеспечении проведения торговых операций с помощью пластиковых карт в интернете. О получении таких писем Ъ вчера сообщили ряд клиентов Альфа-банка.
В самом Альфа-банке вчера подтвердили «Коммерсанту» информацию о закрытии интернет-эквайринга, но отказались называть это явление массовым. «В связи с развитием бизнеса и улучшением клиентского сервиса Альфа-банк реструктурирует свой клиентский портфель в области предоставления услуг интернет-эквайринга,— заявили Ъ в пресс-службе Альфа-банка.— Банк планирует сконцентрировать работу в этой сфере с крупными клиентами, обладающими бизнесом с большим оборотом. Для остальных клиентов Альфа-банк совместно с компанией Assist (технический провайдер Альфа-банка.— «Коммерсант») осуществляет централизованный перевод клиентов, в частности, для удобства клиентов все расчетные счета оставлены в Альфа-банке».
Однако на сайте самой компании Assist ее гендиректор Геннадий Спирин заявил буквально следующее: «Решение о приостановлении интернет-эквайринга, принятое Альфа-банком, было для нас в определенной степени неожиданным. Сейчас служба клиентской поддержки Assist активно занимается переводом интернет-магазинов на другой процессинг… У процессинговой компании UCS, которую мы предлагаем в качестве альтернативы, есть ряд преимуществ по сравнению с Альфа-банком».
В беседе с Ъ Геннадий Спирин был более категоричен: «Для нас это был шок. Это очень некорректное и невежливое поведение со стороны Альфа-банка. Хотя это их право». При этом Геннадий Спирин подчеркнул: «До сих пор никакого официального письма от руководства Альфа-банка мы не получали». «Пока мы имеем только конфиденциальную информацию от сотрудников Альфа-банка в Санкт-Петербурге и Москве. Но официального письма от Альфа-банка не было. Мы уже переводим клиентов в другие банки, в частности в Росбанк,— заявил он «Коммерсанту».— К сожалению, заключение нового договора занимает минимум две недели на каждого клиента. Думаю, что UCS может просто не справиться с таким потоком».
Любопытно в этой ситуации, что, как пояснил «Коммерсанту» один из пострадавших клиентов Альфа-банка, «по условиям договора он может быть расторгнут одной из сторон при предварительном извещении об этом партнера за 180 дней». Но столько Альфа-банк, видимо, ждать не мог и придумал оригинальный способ прекращения отношений. Он установил лимиты на общую сумму покупок в день и лимиты на одну операцию в размере ноль рублей. Таким образом, формально услуга не будет отключена, но воспользоваться ею клиенты уже не смогут.
Официальная версия Альфа-банка о закрытии интернет-эквайринга в связи с реструктуризацией клиентского портфеля у опрошенных «Коммерсантом» банкиров вызвала определенные сомнения. «В принципе возможно, что они решили оптимизировать структуру своих клиентов,— заявил «Коммерсанту» вице-президент Промсвязьбанка Карл Сумманен.— Таким образом, Альфа-банк, возможно, решил снизить свои риски штрафных санкций со стороны платежных систем». «Думаю, что либо это сделано
Кроме того, как одну из версий банкиры выдвигают и возможное обнаружение платежными системами порносайтов среди клиентов Альфа-банка. Дело в том, что два года назад Visa и MasterCard разослали банкам письма с жесткой рекомендацией не обслуживать порносайты. «Реакция со стороны Visa и MasterCard в этом случае может быть очень жесткая. Вполне возможно, что Альфа-банк мог на этом засветиться. От этого никто из эквайеров не застрахован»,— заявил Ъ один из банкиров. Однако в Visa и MasterCard Ъ вчера не смогли прокомментировать ситуацию.
«Коммерсант» будет следить за развитием ситуации.
Елена КОВАЛЕВА