По мере снижения интереса к планшетам у массового потребителя растет применение этого класса устройств в профессиональной среде, и в частности банковской. Apple недавно упомянула закупки iPad Сбербанком как важное событие, хотя речь пока идет лишь о 32 тысячах планшетов. Bankir.Ru разбирается, зачем планшеты понадобились банкам и какие из них лучше всего подходят для использования в «полях» и в офисе.
Рынок планшетных компьютеров, бурно развивавшийся с 2010 года, переживает не лучшие времена. Продажи сокращаются даже у законодателя мод Apple. Ряд производителей продуктов на других платформах либо переключаются на решения класса 2-в-1, обеспечивающие функциональность планшета и ноутбука, либо вообще замораживают развитие направления.
У происходящего есть как минимум три причины.
Во-первых, застопорившийся технический прогресс, делающий новые модели мало отличимыми от старых, наложился на более долгий срок жизни планшета по сравнению со смартфоном (планшет обычно используется в помещении или автомобиле).
Во-вторых, многочисленные китайские производители лишили рынок массовых моделей маржинальности: цена вполне приличных устройств упала ниже $100 и все еще нащупывает дно.
Наконец, в-третьих, выросшая диагональ экрана смартфонов, составляющая в среднем 5 дюймов, позволила многим пользователям обходиться вообще без планшета.
Но падение спроса на потребительском рынке сопровождается ростом на корпоративном и профессиональном. Не зря та же Apple, притормозившая развитие массовых линеек iPad, сегодня прилагает максимум усилий к продвижению iPad Pro — дорогих планшетов, по цене сравнимых с ноутбуками, но и отличающимися повышенной производительностью и расширенной функциональностью. По схожему пути идут и другие производители первого эшелона.
Зачем в банке планшет?
Наверное, лучше всего ответ на этот вопрос знают в Сбербанке. На данный момент банк приобрел уже 32 тысячи планшетов iPad, и все они нашли применение в отделениях. Детали проекта мы публикуем в отдельном материале, но самое важное — по мнению Сбербанка, затраты уже окупились, потому что с момента перехода на технологию работы обслуживания клиентов на планшетах продажи сервисов удаленного обслуживания у консультантов в офисах Сбербанка выросли на 20%. Сегодня прорабатывается тиражирование проекта на других сотрудников. В том числе, руководителей точек продаж и их заместителей, так как они много времени проводят с клиентами.
Сергей Исаков, вице-президент, директор по клиентскому сервису банка для предпринимателей «Точка» (ФГ «Открытие»), рассказывает, что планшет — это еще и рабочий инструмент менеджеров, которые ездят на встречи с клиентами. «Мы стараемся быть очень гибкими в этом вопросе и можем назначить встречу там, где удобно и комфортно конкретному клиенту: у него в офисе, в кафе, дома, даже в парке, если погода хорошая.
Во время встречи заключается договор на обслуживание, поэтому нужен девайс, с помощью которого менеджер может сфотографировать и отправить документы в банк, получить ответ и сделать это все в режиме онлайн. Немаловажно, чтобы менеджер мог продемонстрировать возможности нашего сервиса: зайти в интернет-банк, показать самые востребованные функции, как менять настройки и т. д.»,— говорит он.
И, конечно, очень многое зависит от выбранной платформы. Если iOS и Android делают планшет в первую очередь мобильным устройством с большим временем автономной работы, но несколько ограниченной функциональностью, то планшет на Windows — это практически полноценный ПК, который можно носить в одной руке. Но на нем, по понятным причинам, не работают мобильные приложения для iOS и Android, популярные среди клиентов. Также платформа Microsoft не может похвастаться большим количеством специализированных приложений, работающих на сенсорном управлении. Приходится выбирать или совмещать.
«Все зависит от инфраструктуры конкретного банка. В первую очередь, конечно, важна безопасность данных, далее идут функциональность и производительность,— считает Павел Василенко, руководитель направления мобильных ПК Acer в России.— Если банк плотно „сидит” на облачных технологиях, то ОС планшета не так важна, и ему нужен просто „клиент-ПК”, который смог бы работать в инфраструктуре. Если же облака не так прочно проникли в инфраструктуру, то OS Windows видится наиболее предпочтительной, так как не нужно будет придумывать костыли для работы iOS или Android в x86 инфраструктуре».
Какой планшет лучше?
«Мы почти не работаем с бумажными носителями: все сделки совершаются с использованием электронных копий, для этого документы нужно сфотографировать. Именно поэтому большую роль играет характеристики фотокамеры, чтобы мы могли получить документы высокого качества и принять в свой документооборот,— рассказывает Сергей Исаков.— На этапе запуска мы выбирали между двумя вариантами: ноутбуки или планшеты. Планшеты победили, потому что они легче, занимают меньше места, ими удобнее фотографировать, там есть СИМ-карта с возможностью 4G.
Но о поддержке 4G, компактности и хорошей фотокамере говорят многие производители техники. На практике могут обнаружиться нюансы. Мы рассматривали несколько производителей с разными платформами: Android, Windows, iOS. Обнаружилась самая большая проблема: качество фотографий. В какой-то момент нам показалось, что это может стать угрозой для дистанционного процесса. С некоторыми моделями нам не удавалось добиться хорошего качества снимка даже с помощью специальных программ».
Если во главе угла стоят размер и качество экрана, выбор будет довольно велик. Причем выбирать можно не только среди самых новых моделей, но и среди флагманов прошлого поколения, что означает существенный дисконт при практически тех же характеристиках.
Обращая внимание на цену, поддержку и стоимость владения, нельзя не обращать внимание и на еще один нюанс. «В том, какой техникой пользуется компания, есть имиджевый подтекст: если мы приезжаем на встречу с клиентом с хорошим девайсом, то у него создается положительное впечатление о нас,— уверен Сергей Исаков.— Мы стараемся брендировать все предметы, необходимые для встречи: на планшеты, например, надеваем фирменные чехлы».
Конечно, если речь идет о встрече с IT-профессионалами, спектр уважаемых марок существенно расширяется. Но при общении, например, с VIP-клиентами выбор очень невелик.
Что рекомендуют вендоры?
«Среди устройств Asus, которые применяются в банках, мы можем выделить Transformer Book T100 на базе Windows 10, а также две модели ZenPad на базе Linux — десятидюймовый Z300 и семидюймовый Z170,— рассказывает Андрей Бабенко, директор департамента корпоративных решений Asus.— Сегодня мы можем говорить о двух относительно крупных банковских тендерах, в которых мы участвуем: это Сбербанк (3000) и Центробанк (500). В тендерах участвуют модели Asus ZenPad Z300 и Transformer Book Т100».
«У Lenovo есть продукты как на Android, так и на Windows для корпоративного сегмента. Например, ThinkPad X1 с ОС Windows 10 такой же мощный, как настольный компьютер. Его легко превратить из планшета в ноутбук и проектор,— говорит Александр Катаев, генеральный менеджер Lenovo в России.— Съемную клавиатуру можно регулировать под удобный угол наклона. Высокий уровень безопасности: сенсорный сканер отпечатков пальцев и дискретный модуль доверительной платформы для шифрования данных. Само по себе устройство не только мощное, но и прочное».
«Один из крупнейших российских банков уже несколько лет использует наши планшеты на платформе Android,— не раскрывает секретов Павел Василенко.— Сейчас мы активно ведем переговоры с различными банками о поставках планшетов на Windows для сотрудников, которым нужно полноценное мобильное рабочее место. С появлением Acer Switch 12 Alpha уже ведется обсуждение о замене ноутбуков на 2-в-1. Но пока переговоры на ранней стадии».
Представители Apple в России традиционно не дают комментариев, однако это не мешает компании добиваться заметных результатов в отечественном банковском секторе. «Мы тестировали гаджеты от Lenovo, Samsung, Asus, Apple. Проблема планшетов в том, что обычно их используют не для решения бизнес-задач, а для развлечения,— вспоминает Сергей Исаков.— Когда пытаешься встроить девайс в конвейерный бизнес-процесс, далеко не всегда это получается: например, у некоторых моделей неудобная система хранения и передачи файлов, а для нас это — принципиальный момент. В результате остановились на продукции Apple. Да, она дороже других участников рынка, но лучшего решения мы пока не нашли. Оставшиеся после рабочих тестов планшеты мы разыграли среди сотрудников: провели конкурс на лучшее селфи с клиентами».
В поисках жанра
Планшет в руках сотрудника банка хорош еще и тем, что он подталкивает клиентов к использованию аналогичных мобильных устройств для своих задач.
«Планшет — это устройство для людей, которым нужно сочетание мобильности, производительности, большого времени автономной работы, сколько-нибудь большого монитора и у которых нет необходимости в совершении большого количества сложных действий с компьютерным устройством. Для банков это, практически, портрет клиента из МСБ или человека, занимающегося контролем за процессами,— говорит Майк Лисянский, директор по стратегическому развитию продуктов компании BSS.— Соответственно, планшетные решения в BSS связаны в первую очередь с ДБО для юрлиц. Но еще мы готовимся к будущему — и уже сейчас в Correqts Retail (наше новое ДБО для физлиц) реализована технология omni-channel, на основе которой вместо привычных „герметичных” решений можно делать большие банковские клиентские экосистемы, включающие в себя, в том числе, и планшеты».
Несмотря на многочисленные примеры использования этого класса устройств в банковском бизнесе (ведь в какой-то мере даже банкоматы с сенсорными экранами это те же планшеты, которые выдают деньги), они еще нащупывают свои постоянные роли.
Выступить режиссером в данном случае не только почетно, но и крайне полезно.
Сергей ВИЛЬЯНОВ