Нет карты — нет полиса
Оформление диагностической карты стало во многих случаях формальностью, но близятся времена, когда реальный техосмотр не только вернется в нашу жизнь, но и станет более жестким.
Диагностическая карта (ДК) — документ, который подтверждает, что транспортное средство пригодно к эксплуатации. Для получения ДК необходимо обратиться в компанию, аккредитованную Российским союзом автостраховщиков (РСА), и пройти техосмотр.
Конечно, водитель может и не оформлять диагностическую карту, но тогда он не сможет оформить полис ОСАГО. Точнее, сможет, конечно, есть и такие агенты, которые оформляют ДК без осмотра, но при аварии вся финансовая ответственность ляжет на физическое лицо, которое явилось виновником ДТП.
В конце прошлого года появились сообщения, что за отсутствие полиса ОСАГО будут штрафовать не только инспекторы ГИБДД, но и видеокамеры. По данным некоторых СМИ, такая практика должна была начаться в ноябре 2018-го, однако в ГИБДД РФ эту информацию не подтвердили. Тогда в ведомстве сообщили, что техническая возможность фиксации таких нарушений с помощью камер находится на стадии проработки. «Ведутся необходимые подготовительные технические работы по синхронизации информационных систем Госавтоинспекции МВД России и Российского союза автостраховщиков», — пояснили в ГИБДД.
В феврале текущего года в РСА сообщили, что интеграция двух информационных систем давно закончена, однако в базах данных имеется ряд расхождений, которые нужно устранить. «Запуск штрафов в автоматическом режиме мог бы привести к несправедливым штрафам для ряда автовладельцев, которые попали в «несчастливый процент». По этой причине штрафы в автоматическом режиме решено вводить только после того, как будет достигнута достаточная чистота баз», — сообщил глава РСА Игорь Юргенс. Предполагалось, что расхождения удастся устранить к 1 марта, тем не менее пока камеры не фиксируют отсутствие страховки.
Чем чревата покупка «серой» ДК
Водители, не желающие тратить время на технический осмотр (ТО) и не стремящиеся оплачивать штрафы, нашли выход из положения. Помогли им в этом многочисленные фирмы, предлагающие провести формальный ТО, и нечистые на руку страховщики, продающие полисы даже при отсутствии диагностической карты. Да и саму карту, если верить рекламным объявлениям, можно приобрести онлайн за пять минут. Если набрать в поисковике соответствующий запрос, на первой же странице найдется масса советов, как оформить документы быстро и легально (ну или почти легально).
Однако, приобретая «серую» диагностическую карту, автовладелец должен иметь в виду, что такой документ могут просто не внести в единую информационную систему технического осмотра (ЕСТО). Тогда в случае ДТП страховая компания может отказать водителю в выплате компенсации, и возмещать убытки ему придется самому.
Техосмотр возвращается
Вопросом незаконного оформления диагностических карт озадачилось правительство РФ. РСА вместе с Министерством экономического развития с 2015 года готовил новый законопроект, направленный на то, чтобы путем введения дополнительных мероприятий исключить возможность формального прохождения ТО и непосещения водителями пунктов ТО. Сейчас этот законопроект прошел первое чтение в Думе, он ожидает второго чтения. В начале марта проект прошел слушания в правительстве, там оценили предусмотренные в нем предложения, которые призваны ужесточить административную ответственность всех участников системы техосмотра, нарушающих законодательство.
На заседании правительства 7 марта премьер-министр РФ Дмитрий Медведев пояснил, что законопроект вводит перечень требований к месту, где проводятся техосмотры, а также обязательную фиксацию процедуры на фото и видео. Кроме того, если закон будет принят, функции технического эксперта, проводящего осмотр, сможет выполнять частный предприниматель, аккредитованный как оператор ТО. Контролирующие органы получат право устраивать проверки операторов в виде контрольных закупок, а техосмотр пассажирских автобусов будет производиться при участии сотрудников ГИБДД.
Также, по словам премьера, изначально в проекте закона предполагалось, что диагностическая карта должна будет оформляться только в электронном виде. «Мы все поклонники электронного документооборота и всячески его внедряем, но все-таки надо идти людям навстречу в ситуациях, когда электронная форма становится неудобной, недостижимой», — отметил Медведев. Поэтому бумажный вариант карты никуда не денется — по крайней мере, пока электронная форма не станет доступной для всех.
Вице-президент Всероссийского союза страховщиков, заместитель исполнительного директора Российского союза автостраховщиков Сергей Ефремов уточнил на встрече с журналистами в середине марта, что в РСА надеются на вступление новых правил техосмотра в силу уже в 2019 году. Он напомнил, что в конце декабря 2018 года ряд депутатов Государственной думы выступил с предложением полностью отменить ТО. Однако вскоре произошло серьезное ДТП в Смоленской области, где погибли дети, а при проверке выяснилось, что автобус формально числился прошедшим ТО в Норильске, будучи в эксплуатации в Смоленске.
Законопроектом вводятся дополнительные административные меры по отношению к водителям. С 2012 года и по настоящий момент административных наказаний за отсутствие ТО нет. Новый закон предусматривает штраф за отсутствие ТО в размере 2 тыс. рублей. Контроль наличия диагностической карты также будет проходить через видеофиксацию с помощью дорожных видеокамер, как и планируется сделать с полисом ОСАГО. Если камеры зафиксируют это нарушение несколько раз в течение суток, штраф будет приходить один раз за сутки.
На сегодняшний день в России 4 900 операторов ТО, уточнил Ефремов, в среднем один оператор проводит 50—60 диагностических проверок в сутки. По новому закону будет ограничение: каждому оператору будет предоставляться своя квота, ориентированная на его пропускную способность (в среднем 30—40 проверок в сутки). Соответственно, количество операторов ТО должно увеличиться, чтобы исключать возможные очереди, резюмировал заместитель исполнительного директора РСА.
Как получить легальную ДК
Законопослушным водителям, которые не собираются связываться с «серыми» картами, напоминаем, как получить документ законным образом. Для этого нужно:
- обратиться в пункт техосмотра, имеющий соответствующую лицензию (узнать можно на сайте Российского союза автостраховщиков);
- пройти техосмотр: эксперт оценит исправность автомобиля, проверит государственный номер, наличие аптечки, огнетушителя, знака аварийной остановки на соответствие нормативам, также он измерит уровень технических жидкостей в машине и уровень вредных веществ в выхлопе;
- получить готовую карту, если нарушений не выявлено. Если есть неполадки, на их устранение дается 20 дней. ДК заверяет технический эксперт, проводивший проверку состояния машины. Электронный вариант карты заносится в единую информационную систему технического осмотра.
Для прохождения ТО нужно взять с собой документы: права и паспорт транспортного средства. Если на осмотр приезжает не владелец машины, а его доверенное лицо, потребуется доверенность на автомобиль.
Диагностическую карту нужно своевременно обновлять. Для машин возрастом меньше трех лет карта вообще не нужна, для остальных сроки действия ДК следующие:
- легковые автомобили возрастом от трех до семи лет — два года;
- легковые автомобили старше семи лет — один год;
- грузовики массой больше 3,5 тонны — один год;
- ТС, предназначенные для перевозки пассажиров, — шесть месяцев.
Комментарии
Отсель резонный вопрос - что и кому "должно" и на каком основании...??
И ежу понятно ,что ЛЮБОЙ оператор ТО кровно заинтересован в очереди...поскольку очередь, как говорил Жванецкий - синоним дефицита, а для получения дефицита надо дать баппки.
Также интересно сравнить количество ДТП в настоящее время и после введения супер-пупер-строгого ТО. Полностью уверен - никакого снижения не произойдет, тем более нет четкой статистики ДТП, вследствие неисправности тс , каковое может быть выявлено только при прохождении ТО
2. Большинство покупает ТО
Вывод? ТО не влияет ни на что. Отменять!
Описание упомянутого ДТП легко находится поиском. Как и его причины:
Автобус, который вез в Калугу танцевальный ансамбль «Колибри», выехал из городка Ярцево Смоленской области рано утром. На трассу Вязьма—Калуга автобус свернул, когда уже светало. Но это ему вряд ли могло помочь. Данную трассу называют самой ужасной дорогой, которую приходилось встречать: яма на яме, чистят ее вообще через пень-колоду… Знающие люди сообщают, что на этом участке вообще аварии происходят регулярно. А тут еще наледь. Те, кто ехал по трассе в пять утра, писали в соцсетях, что дорога была абсолютно не чищена… В результате на повороте автобус вылетел с трассы, упал в кювет и встал на крышу.
Техосмотр тут, очевидно, дело десятое. Как и моральный облик тех трупоедов, которые проталкивают свои интересы, никого и ничего не стесняясь. Но желательно помнить об этом, когда они в очередной раз будут уверять, что заботятся о нашей с вами безопасности.
Полностью согласен. Именно трупоеды. У меня довольно большой стаж за рулем.
По моим наблюдениям подавляющее количество аварий вызвано состоянием дорог, общей инфраструктурой - нет освещения, нелепые перекрестки на федеральных трассах и тд и тп.
Именно по причине технического состояния авто аварий меньше всего. Это просто медицинский факт
Чтобы открыть пункт ТО, нужно ввалить кучу бабла. Есть смелые? Сегодня ТО вводят, через три года отменяют. Успеете отбить вложения?
Считаю, что очереди на ТО исчезли только благодаря левым диагностическим картам. Если получение левых карт усложнят, будете записываться на ТО за неделю минимум... И ещё хрен пройдёте. И снова неделю терять...