Должнику проще договориться с коллектором, чем ждать милости от кредитора

Дата публикации: 19.05.2020 09:48
36 771
Время прочтения: 4 минуты
Автор
Максим Богомолов, основатель, генеральный директор «Агентства судебного взыскания»
Максим Богомолов основатель, генеральный директор «Агентства судебного взыскания»
Источник
Banki.ru

Россия переживает очень нелегкий период, связанный с приходом в страну эпидемии коронавируса. В результате введенных правительством мер страдает бизнес и падают доходы населения. Нелегко приходится и финансовому сектору — надо поддерживать на прежнем уровне ключевые показатели выдачи кредитов, заботиться об улучшении методов оценки заемщиков, причем делать это необходимо на опережение, ведь сегодня нельзя понять, кто из хороших клиентов завтра потеряет работу и превратится в неплательщика. А параллельно надо разбираться с текущими заемщиками, отвечая на их просьбы о предоставлении кредитных каникул и разбирая другие вопросы клиентов. В этой ситуации складывается ощущение, что до тех заемщиков, у которых уже есть просроченные долги, руки у финансистов не доходят. Да и многие должники сейчас пребывают в уверенности, что в ситуации всеобщей неразберихи банки и микрофинансовые организации о просрочке забудут, долги им спишут, в конечном счете всегда можно будет сослаться на коронавирус и попытаться потребовать «войти в ситуацию и простить долг».

Поэтому, считают они, надо просто сидеть тихо, в контакт с кредиторами не вступать и ждать, когда все закончится. Многие почему-то свято верят, что через три года долг списывается автоматически. А уж тем более на волне пандемии банкам не до их незначительных грехов, то есть «уж обо мне-то точно не вспомнят!».

Интернет снова стал пестрить предложениями юридических фирм, которые обещают избавить людей от долгов — быстро и навсегда. И практически никто из тех, кто обращается в такие компании, не понимает, что им придется «раздолжнителям» за услуги заплатить, а долг все равно никуда не денется.

Я хочу призвать всех клиентов банков и МФО не забывать о своих долгах, а также о том, что возвращать их все-таки придется. И сейчас самое время избавиться от них. Если долг старый, уже проданный коллекторам, то проще всего разобраться с ним именно через общение с коллекторами.

Надеяться, что коллекторы — тоже малый бизнес, который пострадал в кризис, и что все агентства по взысканию долгов тут же разорятся, в корне неверно. Раз в экономике есть неплатежи, их продолжают создавать люди и компании, то и коллекторские агентства никуда не исчезнут.

Не стоит забывать и о том, что если долг попал к коллекторам, то практически все контакты коллекторов с должниками — это один телефонный звонок, который мы делаем, чтобы понять, что такой заемщик существует, он жив, мы звоним на принадлежащий ему телефонный номер, и человек платить не может (или не хочет). Потом практически на 100% долги таких клиентов банков и МФО попадают в суд. И даже когда уже есть решение суда, которое признает за должником обязанность заплатить долг полностью, с накопленными пенями и штрафами, все равно есть возможность договориться о списании части долга.

Коллекторские агентства готовы идти навстречу тем людям, которые из-за болезни и падения доходов не могут оплачивать свои долги в полном объеме. Например, если человек раньше на оплату долгов направлял 50% своего дохода, сейчас он может договориться с коллектором о том, что он будет тратить на возврат долга всего 25% — при наличии документов, подтверждающих ухудшение финансового положения. Или если человек готов разово заплатить большую часть долга одним платежом, то есть большой шанс, что остаток мы ему спишем.

Для нас главное — желание заемщика платить и не выбиваться из графика погашения долга.

К концу года объем дефолтных портфелей существенно вырастет. Причин у такого роста несколько. Многие люди не смогут быстро найти новую работу с сопоставимым уровнем дохода, после того как карантинные меры будут сняты. Также существенный вклад в дефолты внесет и использование кредитных каникул. Шесть месяцев — именно на такой срок государство дало отсрочку платежей по кредитам и займам тем, кто переболеет коронавирусом, и тем, кто вследствие эпидемии потеряет более 30% дохода. Полгода — это немного для поиска хорошей работы в условиях кризиса, но достаточно, чтобы отвыкнуть платить. И втянуться в новый режим выплат в октябре будет сложно.

Люди станут говорить, что они «еще не накопили нужную сумму», еще не решили какие-то насущные проблемы, еще не вернулись к привычному уровню доходов. Поэтому коллекторскому рынку придется научиться работать с такой «пробуксовкой» выплат и как-то стимулировать заемщиков возвращать свои долги.

И в этой ситуации в очередной раз задача индустрии взыскания — донести до должников простую мысль о том, что не стоит скрываться от кредиторов и коллекторов.

Еще я хочу напомнить о том, что отговорка должников «Мне нечем платить из-за эпидемии короновируса» — плоха. Кредиты берут не только представители сегмента МСБ. Они есть у госслужащих, работников непрерывных производств — тех, кто не закрылся из-за карантина, у тех же медиков! По данным ЦБ на 1 сентября прошлого года, кредиты были у 39,5 млн человек. При этом «плохими» из них были всего 16%. И даже если сейчас доля необслуживаемых кредитов вырастет еще на 10 процентных пунктов, то в абсолютном выражении это будут не очень значительные цифры.

Поэтому если на руках у должника нет подтверждения того, что его доходы существенно упали, то кредитор на уступки не пойдет, а вот долги к окончанию каникул вырастут как снежный ком. Так стоит ли их копить?

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Читать в Telegram
telegram icon

Обучение

Материалы по теме