Президент Владимир Путин 23 июня выступил с обращением к гражданам России, в котором анонсировал инновации в системе налогообложения страны. Государство ищет новые пути пополнения казны после пандемии. Какие новые налоги ждут состоятельных граждан — резидентов РФ?
В своем обращении президент сделал два заявления, напрямую касающихся состоятельных граждан. Первое — это, конечно, увеличение налога на доходы физических лиц.
Президент: «В этой связи предлагаю следующее: с 1 января будущего года изменить ставку налога на доходы физических лиц с 13 до 15 процентов для тех, кто зарабатывает свыше пяти миллионов рублей в год. Сразу уточню, что повышенной ставкой будут облагаться не все доходы, а только та их часть, которая превышает 5 миллионов в год».
Что это значит? Это значит, что, видимо, в ближайшее время в главу 23 Налогового кодекса, очевидно, в статью 224, внесут поправки примерно такого содержания:
«Налоговая ставка устанавливается:
— на доход до 5 млн рублей в год — в размере 13%;
— на доход, превышающий 5 млн рублей в год, — 650 тыс. рублей плюс 15% с суммы дохода, превысившей 5 млн рублей в год».
Как это будет работать? Допустим, человек получает 600 тыс. в месяц. Это значит, что в январе — августе ставка налога для него будет 13% («накопленный» доход за январь — август составит 4 800 0000 рублей, в сентябре он заплатит 13% от 200 тыс. и 15% от 400 тыс., а вот в октябре — декабре ставка налога на тот же доход в 600 тыс. в месяц составит уже 15%. Итого за год человек получит доход в размере 7,2 млн рублей, а сумма налога составит 980 тыс. рублей (650 тыс. по ставке 13% с 5 млн и 330 тыс. по ставке 15% с 2,2 млн рублей).
Второе заявление президента касается КИК — контролируемых иностранных компаний: «Сейчас российские налоговые резиденты — владельцы зарубежных активов — платят налог на полученный доход от деятельности так называемых контролируемых иностранных компаний по достаточно сложной, громоздкой и, можно сказать, запутанной схеме. Предлагаю ее кардинально упростить, предоставить право уплачивать фиксированную налоговую сумму — 5 миллионов рублей в год — без дополнительной отчетности. Таким образом мы дадим стимул к развитию современного, ответственного бизнеса, причем именно в российской юрисдикции».
Что это значит? Скорее всего, правило будет следующее: владелец КИК (контролирующее лицо, если говорить строго) получает возможность уплатить налог на доходы в виде прибыли КИК одним из двух способов:
- На основании «сложной, громоздкой схемы», как назвал ее президент, но зато именно с того дохода, который фактически отражает результат деятельности КИК.
- По «кардинально упрощенной» схеме, то есть выглядящей, судя по всему, примерно так: шаг первый — заявить о наличии КИК как таковой, шаг второй — заплатить налог в сумме 5 млн рублей без представления отчетности КИК и без привязки к конкретному финансовому результату КИК.
Безусловно, если первый вариант существует уже несколько лет, то ко второму есть масса вопросов, и тут бесполезно рассуждать о каких-то деталях, не имея перед глазами хотя бы соответствующего законопроекта. Ну, например, будет ли указан какой-то «верхний» порог применения данного правила? Нижний порог налогообложения прибыли КИК — это 10 млн рублей. Если доход составит от 10 млн до 33 млн, то выгоднее платить налог по сложной, ныне существующей схеме — он составит от 1,3 млн до как раз 5 млн рублей. А вот если прибыль КИК превышает 33 млн рублей, то уже выгоднее платить «фиксированные» 5 млн. Потому что при прибыли в 50 млн рублей экономия будет существенной: 5 «упрощенных» миллионов против 7,5 миллиона по «сложной схеме» (не забываем, что и ставка налога будет уже 15%, а не 13%). Введут ли какое-то ограничение? Например, что по упрощенной схеме можно платить налог, если прибыль не превышает, допустим, тех же 50 млн (или 100 млн, или еще какой-то суммы)?
Еще один интересный вопрос: очень часто налог на доход в виде прибыли КИК называют «налогом на нераспределенную прибыль», то есть не на дивиденды, которые получает конкретный человек в виде конкретных денег, а налогом на «бумажную», «отчетную» прибыль. И сегодня существует внутренний механизм, скажем так, исключения двойного налогообложения: если человек, контролирующий КИК, уплатил налог «на прибыль КИК», то при получении дивидендов от этой компании он исключает из налогообложения ту сумму дохода, с которой уже уплатил налог на прибыль КИК (пункт 66 статьи 217 НК РФ).
То есть если прибыль КИК составила, например, 20 млн рублей и с них налогоплательщик заплатил 13% (то есть 2,6 млн рублей), а потом эти 20 млн получил в качестве дивидендов от этой компании, то с дивидендов налог уже не платится.
Интересно, как же будут облагаться такие фактически получаемые дивиденды после того, как будет введен второй, «упрощенный» вариант уплаты фиксированного налога?
Допустим, прибыль КИК составила 100 млн рублей. Естественно, в этом случае выгоднее заплатить «фиксированные» 5 млн, а не почти 15 млн по «сложной схеме» и полной ставке в 15%). Но что будет, когда человек получит дивиденды за счет такой уже обложенной прибыли? Придется ли ему доплатить еще почти 10 млн налога на дивиденды, или вообще все дивиденды будут освобождены от дополнительного налога?
Я думаю, что вряд ли государство расщедрится на такой налоговый подарок.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Комментарии
И повышенное, дестимулирующее налогообложение надо делать не на большие зарплаты, а на низкие.