После вынужденной паузы на карантине ЦБ возобновил зачистку банковского сектора. Хотя количество кредитных организаций, теряющих лицензии с помощью регулятора, продолжает сокращаться, банковские ряды в 2021 году могут заметно поредеть даже без принудительного оздоровления.
В приказном порядке. В 2020 году темп отзывов банковских лицензий Центробанком продолжил замедляться. За прошедший год по приказу ЦБ было отозвано «лишь» 16 банковских лицензий — почти вдвое меньше, чем в 2019-м. В свою очередь, в 2019 году отозвано вдвое меньше лицензий, чем в 2018-м. Стоит напомнить, что на пике зачистки в 2016 году количество кредитных организаций, вынужденно лишившихся своих лицензий, лишь немногим не дотянуло до 100.
Однако общее количество отозванных лицензий в 2020 году пока не позволяет сделать вывод о том, что процесс зачистки сектора близок к завершению. Еще в самом начале года, в январе, ЦБ отозвал лицензии сразу у четырех кредитных организаций, и неизвестно, какими темпами происходила бы зачистка далее, если бы не главное событие 2020 года. После января регулятор вынужденно взял длительную паузу, продлившуюся аж до июля. Нетрудно догадаться, что перерыв был вызван пандемией и карантином, в период которого ЦБ, например, прекратил все свои выездные проверки на местах. С июля оздоровление сектора возобновилось, и до конца года Банк России успел отозвать еще 12 лицензий, в том числе четыре в декабре.
По своей воле. Вместе с замедлением темпов принудительного ухода игроков с банковского рынка можно наблюдать другую любопытную тенденцию, наиболее заметно раскрывшуюся в 2020 году. Так, все больше банков принимают решение о добровольной ликвидации. В 2020 году подобным образом с рынка ушла 21 кредитная организация, что стало максимумом за все последние годы.
Добровольная ликвидация в основном обусловлена желанием акционеров, потерявших интерес к своему банковскому активу, или различными процессами консолидации, когда один финансовый институт присоединяется к другому, в результате чего лишается лицензии.
В 2020-м добровольно покинул рынок по решению своих акционеров целый ряд небольших и малоизвестных широкой публике банков, существовавших тем не менее еще с первой половины 90-х годов (например, Дом-Банк и «Славянский Кредит»). Более известные банки из числа ликвидированных в прошлом году в основном представляли собой присоединенные кредитные организации. Среди них: Собинбанк, присоединенный к крымскому Генбанку; Финанс Бизнес Банк, присоединенный к Московскому Областному Банку; «Московское Ипотечное Агентство», присоединенное к банку «Солидарность»; «Экспресс-Волга» (Совкомбанк); Связь-Банк (Промсвязьбанк); Спирит Банк и «Зенит Сочи», отошедшие на баланс к банку «Зенит».
Иностранцы теряют интерес. Знаковым событием в 2020 году можно считать добровольный уход Морган Стэнли Банка — «дочки» одноименного американского инвестбанка. Хотя на российском рынке банк представлял собой небольшую кредитную организацию, обслуживающую узкий круг корпоративных клиентов, ликвидация банковской лицензии в РФ не может не отражать потерю интереса зарубежных акционеров и инвесторов к российскому банковскому рынку.
Эту же тенденцию подтвердили и еще два события в самом конце 2020 года. Так, в декабре крупная международная банковская группа — скандинавская Nordea — объявила о решении постепенно свернуть свой бизнес в РФ и закрыть одноименную «дочку», купленную в ноябре 2006 года. Одновременно французский ретейлер «Ашан» решил отказаться от собственного финансового проекта, реализуемого в России на базе Оней Банка. Акционерами последнего являлись Oney Group (французский холдинг Auchan) и голландский банк Credit Europe Group N. V. (турецкий конгломерат «ФИБА Холдинг»), однако в самом конце 2020 года новым владельцем банка стал Совкомбанк, объявив о скором начале ребрендинга купленного банка. Хотя формально банк пока остался на рынке, не исключено, что уже в скором времени последует его консолидация с материнской структурой.
Новый год — новые потери. Несмотря на очевидное сокращение количества отозванных лицензий за последние периоды, в предстоящем году банковские ряды могут заметно поредеть. Ухудшение качества активов из-за пандемии и постепенная отмена антикризисных регуляторных послаблений Банка России способны выявить серьезные проблемы у многих игроков в наступающем году. Для небольших и малоизвестных широкой публике кредитных организаций подобный сценарий обернется потерей лицензии, для крупных банков — объединением с другими участниками рынка. Не стоит сбрасывать со счетов и добровольную сдачу банковских лицензий и утрату интереса к рынку из-за сокращения потребительской и деловой активности в экономике, а также высокой конкуренции и концентрации сектора на крупнейших лидерах. Наконец, может усилиться тенденция исхода с российского банковского рынка иностранных игроков. Угасанию зарубежного интереса к финансовому сектору РФ будут способствовать как санкционные угрозы, так и собственные проблемы материнских групп, вызванные пандемийным кризисом.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Комментарии