Pre-IPO: доходность и риски для розничных инвесторов

Дата публикации: 12.07.2021 00:01 Обновлено: 25.05.2022 10:15
7 141
Время прочтения: 5 минут
Автор
Сергей Шлюгер, руководитель департамента продуктов западных первичных размещений «БКС Мир инвестиций»
Сергей Шлюгер руководитель департамента продуктов западных первичных размещений «БКС Мир инвестиций»
Источник
Banki.ru

На частных рынках привлекается примерно в два раза больше капитала, чем на публичных. Однако объем торгов в 330 раз ниже, что демонстрирует огромный разрыв в ликвидности между частным и публичным рынком. Сложившаяся структура рынков сделала возможным появление нового типа инвестиций — сделки на поздней стадии развития компании, или же pre-IPO.

В чем отличие IPO от pre-IPO

IPO — это первичное размещение акций компании на фондовом рынке, в результате которого компания становится публичной. На данном этапе акции компании доступны к покупке широкому кругу инвесторов. Медианная доходность инвесторов, купивших акции по цене размещения и продавших в тот же день, составила 51% в 2020 году. Выглядит как отличный инструмент, но на такую доходность могут рассчитывать только инвесторы, получившие аллокацию IPO или, другими словами, право приобрести акцию по цене размещения. Андеррайтеры, которые помогают обеспечить выполнение всех нормативных требований при проведении первичного размещения акций на бирже, резервируют большую часть новых акций в ходе самых «горячих» IPO для ведущих институциональных инвесторов, в основном исключая мелких инвесторов, которые смогут приобрести акции только по более высокой рыночной цене. В 2020 году розничные инвесторы могли рассчитывать на доходность около 28% в силу старта торгов с гэпом цены (цена, по которой инвестор может приобрести акции выше цены размещения в силу высокого спроса), составляющей половину от того, что можно заработать при получении аллокации. Безусловно, это лучше доходности S&P 500 в 15%, но значительно ниже технологического индекса NASDAQ — 40%.

Pre-IPO является не только способом участия в «полной» доходности IPO, но также возможностью получить доход от роста стоимости компании на непубличном этапе жизненного цикла. Тем самым инвестор получает и венчурную доходность, и рыночную.

По сути, pre-IPO — это еще один раунд частного финансирования компании, связанный либо с достаточно большим привлечением денежных средств в отсутствие возможности качественно подготовиться и выйти на IPO, либо с желанием акционеров продать маленький пакет акций для личных целей.

Инвестор покупает акции на частном рынке у продавцов напрямую на внебиржевом рынке (OTC). Главным ограничением для инвестора является ликвидность акции, ведь для того, чтобы получить свои денежные средства раньше события ликвидности (к этим событиям относятся IPO или же сделка покупки компании другой компанией — M&A), инвестору придется найти покупателя самостоятельно среди ограниченного круга инвесторов и договориться о параметрах частной сделки.

Большим преимуществом pre-IPO является то, что оно позволяет превзойти рыночную доходность, то есть инвестор уже владеет акциями компании, которая может стать следующей Alibaba или Google еще до публичного предложения. А также pre-IPO позволяет избежать рыночной волатильности и сложностей с получением аллокации на IPO.

Какой потенциальный доход можно получить при IPO и pre-IPO

Для примера можно рассмотреть два финтех-стартапа, платежных сервиса — Stripe и PayРal. Во время IPO PayРal в 2015 году оценивался в 36,71 доллара за акцию (капитализация — 46,6 млрд долларов), тогда как компания Stripe, оставаясь частной, в том же году была оценена инвесторами в 5 млрд долларов за 100% акций компании. На сегодняшний день капитализация, как и акции PayРal, выросла на 639%. Ценные бумаги компании стали отличной инвестицией с доходностью более 106% в год. В это же время капитализация Stripe на частном рынке выросла более чем на 1 800% за аналогичный период.

Инвестиции в компанию на ее ранних стадиях развития считаются более рискованными, так что имеет смысл сравнить доходность за последний год: PayРal принес своим инвесторам доход 67%, тогда как Stripe еще до выхода на IPO (планируется в конце 2021 года) — уже 164% и, возможно, принесет инвесторам еще больший доход. Например, в 2020 году средняя доходность от оценки последнего раунда до IPO составила более 94,4% годовых, тогда как средний срок инвестиций — около 18 месяцев. В 2021 году мы наблюдаем схожую динамику с доходностью около 107% годовых и схожим сроком инвестиций.

Инвестиции в компанию на ее более поздних стадиях развития характеризуются средним уровнем риска по сравнению с венчурными инвестициями и высокой доходностью. Но специфика частных рынков создает дополнительную неопределенность. Нет никаких гарантий, что акции компании будут хорошо себя «чувствовать» и, что еще хуже, ваши инвестиции будут обладать ограниченной ликвидностью до завершения IPO. И даже если компания будет «горячей» в первый день торгов (опять же никаких гарантий, что спрос на акции будет высоким), цена бумаг все равно может упасть ниже той, которую вы заплатили за нее по истечении периода лок-ап (ограничение на продажу акции после выхода на IPO). У вас также будет ограниченный доступ к информации о финансовых результатах и состоянии компании. Данные риски являются следствием асимметрии информации на частных рынках и могут быть значительно снижены при профессиональном отборе актива. Составление портфеля pre-IPO требует большего внимания от инвестора, но силы, потраченные на отбор лучших компаний, вознаграждаются высокой доходностью, которая практически недостижима на фондовом рынке без использования высокорисковых инструментов, таких как маржинальная торговля, опционы и синтетические деривативные продукты.

Инвестиции pre-IPO — достаточно новое решение для квалифицированных розничных инвесторов России, позволяющее поучаствовать в ралли венчурного бизнеса, не беря на себя огромные риски, характерные для ранних стадий инвестиций. При этом перспективность рынка подтверждается активным участием хедж-фондов на нетипичной для их бизнеса поздней стадии. Управляющие хедж-фондами, таких как BlackRock, Goldman Sachs Asset Management, UBS, просто учитывают соотношение риска и прибыли и отказываются от стартапов в пользу pre-IPO. По данным PWC, за первые пять месяцев 2021 года было проведено почти столько же IPO, что и за весь 2020-й, и мы ожидаем сохранения данного тренда на горизонте 2—3 лет.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Читать в Telegram
telegram icon

Обучение

Материалы по теме