Онлайн-чаевые все чаще не только выступают способом поблагодарить сотрудника за оказанную услугу, но и дают возможность людям проявить эмпатию и поддержать других в сложной ситуации.
Пандемия, как ни парадоксально, привела к росту эмпатии в обществе: люди заботятся о других, даже когда им самим непросто. К тому же заботу теперь можно проявить с помощью современных сервисов передачи безналичных чаевых. Например, мы заметили, что в сложных погодных условиях больше онлайн-чаевых в сервисе CloudTips получают курьеры и водители такси, при введении QR-кодов для посещения кафе и ресторанов существенно возросла средняя сумма онлайн-чаевых официантам, а при отмене концертов и фестивалей резко возрастает объем донатов музыкантам и артистам от поклонников. Разберемся, почему и как это происходит, и расскажем про наиболее эмпатичные регионы России.
Холод, жара и прочие неприятности
В сложных погодных условиях сложнее всего приходится курьерам и водителям такси: именно они помогают другим в плохую погоду не рисковать собой и своим здоровьем, беря риски на себя. И люди отвечают им взаимностью — благодарят за заботу с помощью онлайн-чаевых и поддерживают комментариями, отправляя их вместе с чаевыми. К примеру, в самом начале этого года в самые холодные дни января водители такси получали чаевые на 43% чаще, чем в обычные дни, а средняя сумма чаевых выросла на 6%.
На фоне рекордной летней жары 2021 года люди стали щедрее на безналичные чаевые курьерам: в первой половине июля по сравнению с предыдущим соответствующим периодом количество трансакций по переводам онлайн-чаевых курьерам выросло на 11%, средняя сумма онлайн-чаевых выросла на 13% и составила 103 рубля. Причем самыми щедрыми оказались жители Поволжья — средняя сумма онлайн-чаевых курьерам в этом регионе составила 120 рублей, максимальная — 3 000 рублей, к тому же онлайн-чаевые курьерам покупатели стали оставлять на 15% чаще. На втором месте со средней суммой 113 рублей оказались жители Северо-Западного региона, на третьем — жители Калининградской области со средним чеком 107 рублей. Вместе с онлайн-чаевыми многие отправляли курьерам комментарии поддержки, благодарили за возможность не выходить на улицу за покупками в жару, радовались быстрой доставке холодных напитков и мороженого, переводили чаевые «на покупку вентилятора» и «на холодную водичку».
Введение QR-кодов (пусть и временное) для посещения кафе и ресторанов этим летом серьезно ударило по этим заведениям. И снова на помощь пришли клиенты: только в первую неделю работы QR-кодов средняя сумма онлайн-чаевых официантам и барменам выросла на 16% по сравнению с соответствующим предыдущим периодом: с 268 до 311 рублей. Таким образом гости кафе и ресторанов старались поддержать сотрудников любимых заведений, которым было непросто.
Отменили концерт — поддержи артиста
Еще в самом начале пандемии, когда концертные площадки закрывались, а спектакли и концерты массово отменялись, онлайн-донаты стали для артистов чуть ли не единственной возможностью заработка. В 2021 году традиция поддерживать кумиров с помощью онлайн-донатов продолжилась: когда из-за роста заболеваемости стали отменять ранее намеченные концерты и фестивали, поклонники опять пришли на помощь любимым артистам.
Так, в конце июня 2021 года вышла новость о том, что музыкальный фестиваль «Уральская ночь музыки» (UMN), который должен был начаться 25 июня, переносится. Новость об отмене вышла 21 июня, а уже 22 июня оборот онлайн-чаевых участникам фестиваля в сервисе CloudTips вырос в 5 раз по сравнению со среднедневным показателем июня, при этом средняя сумма онлайн-доната составила 446 рублей. Также на 22 июня пришлась максимальная сумма онлайн-доната за одну трансакцию — 3 228 рублей. 23 и 24 июня оборот онлайн-донатов участникам UMN практически не снизился по сравнению с 22 июня, а 25 июня оказался на 30% выше, чем 22 июня: поклонники продолжали поддерживать своих кумиров. По словам организаторов фестиваля, деньги, собранные с помощью онлайн-донатов, артисты используют на запись альбомов, съемку клипов и организацию концертов.
Новые сферы применения онлайн-чаевых
Рынок онлайн-чаевых в России набирает обороты: безналичные чаевые активно продвигаются в регионы и перестают быть прерогативой двух столиц, к рынку активно подключаются новые отрасли. Помимо официантов, безналичные чаевые стали получать мастера салонов красоты, сотрудники служб доставки (курьеры и сборщики заказов), водители такси, горничные, сотрудники ресепшен и консьерж-сервисов, флористы и т. д. Возможность получать онлайн-чаевые появилась даже у дизайнеров интерьеров. А значит, все больше сотрудников самых разных сфер могут почувствовать благодарность и заботу своих клиентов, а также получить поддержку в сложных ситуациях. Ведь эмпатия и взаимовыручка — это то, что делает нас людьми.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Комментарии
Ну чаевые - штука добровольная. Хоть в наличной форме, хоть в безналичной, оставлять их или нет, решает клиент.