Как банки переманивают клиентов МФО

Дата публикации: 12.11.2021 00:01
11 320
Время прочтения: 3 минуты
Автор
Источник
Banki.ru

В мае 2021 года СберБанк запустил для своих зарплатных клиентов онлайн-сервис кредитования «до зарплаты». По такой программе банк начал предоставлять кредиты на сумму от 1 тыс. до 30 тыс. рублей со сроком погашения в течение месяца.

Продукт оказался крайне востребованным, и уже в октябре госбанк увеличил лимит по программе. Теперь в долг «до зарплаты» клиенты могут взять сумму до 5 млн рублей. Правда, с ограничением, что размер кредита не превысит половину оклада заемщика.

До недавнего времени займы «до зарплаты» считались прерогативой микрофинансовых организаций (МФО). Например, за такими кредитами обращались заемщики, которым банк отказал в выдаче кредитной карты, традиционно выступающей одним из главных источников финансирования покупок «до зарплаты».

Для самих МФО займы «до зарплаты» в последнее время стали одним из ключевых направлений бизнеса и кредитования. Так, по данным ЦБ РФ, объем выдачи микрозаймов МФО физическим лицам во II квартале 2021 года оказался рекордным за всю историю наблюдений, и основной точкой роста портфелей стали кредиты «до зарплаты». В их структуре основную долю занимают онлайн-займы — более 80% (для сравнения: в объеме выдачи обычных микрозаймов населению онлайн-заявки составляют лишь 37%).

Пока присутствие банков на рынке кредитования «до зарплаты» носит едва заметный характер и не сопровождается агрессивной рекламной кампанией. Соответствующие предложения на рынке есть лишь у единичных игроков, а остальные участники только присматриваются к данному направлению. Однако можно предположить, что усиление интереса к данному сегменту со стороны крупнейшего участника рынка является предвестником массового прихода сюда и других банковских игроков.

В целом для активного развития банковского кредитования «до зарплаты» сейчас есть все макроэкономические предпосылки. Банк России ужесточает процентную политику, повышая ставки и делая кредиты менее доступными. Потребности населения в кредитовании при этом только растут под влиянием бурного роста цен и рекордного по длительности и объему падения реальных располагаемых доходов. Только за последний год взлет цен на недвижимость и автомобили практически не оставил населению шансов на покупку этих объектов не в кредит. Более того, даже первоначальный взнос по ипотеке и автокредитованию стал для большинства заемщиков неподъемным, заставляя оформлять на это отдельные займы в других банках.

В ситуации, когда закредитованность граждан растет, а их реальные доходы только падают, у населения остается все меньше свободных средств на покупку повседневных товаров и услуг. Ключевым источником финансирования таких покупок могут стать банковские займы «до зарплаты».

Важным конкурентным преимуществом банков перед МФО является стоимость ресурсов и процентные ставки. Так, по данным ЦБ, среднерыночные значения полной стоимости займов «до зарплаты» у МФО во II квартале 2021 года находились в районе 350% годовых. В то же время плата за сумму 50 тыс. рублей на месяц по программе СберБанка составит 750 рублей, что транслируется в 18% годовых и укладывается в стоимость стандартных потребительских кредитов госбанка. При этом для многих заемщиков абсолютная плата за короткий кредит, вероятно, психологически более комфортна, чем процентная ставка по классическому срочному кредиту, даже если фактическая стоимость займов «до зарплаты» выше. Иначе говоря, переплатить 750 рублей в месяц за сумму 50 тыс. рублей выглядит менее страшным, чем 18% годовых по кредиту на несколько лет.

Пока программа СберБанка доступа только зарплатным клиентам, но с приходом на рынок других игроков, в том числе лидеров классического розничного кредитования, не исключено расширение таких программ и на клиентов «с улицы».

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Читать в Telegram
telegram icon

Комментарии

0
Скрыть
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Trzd
14.11.2021 05:00
Направление очень интересное и перспективное. Преимущества зарплатного банка над МФО:

1) Зарплатный банк хорошо знает своего клиента - его доходы, и, что не менее важно, структуру его расходов - где, как, и на что он тратит деньги. Например, насколько часто он закупается в алкомаркетах. Это позволяет стрить сложные модели с высокой предсказательной точностью, благодаря чему выделять хороших клиентов, которым можно предложить хорошие условия по ставке.
2) Так как весь процесс происходит внутри одного банка, то он может быть очень сильно автоматизирован, вплоть до выдачи кредита буквально по 1 клику даже без заполнения какой-либо анкеты. При этом можно обеспечить более высокую степень защиты от мошенничества по сравнению с МФО.
3) Коллекшн проблемных зарплатных клиентов также более прост - банк может настроить списание средств прямо после получения зарплаты клиентом.

Минусы:
1) Для банка продукт конкурирует со своими же кредитными картами. Если у клиента закончились деньги, но есть кредитная карта, он скорее воспользуется ей, чем пойдет получать какой-то дополнительный кредит.
2) Скорее всего, для большого банка этот рынок будет маленьким и создаст очень небольшую долю в портфеле и в прибыли
0

Обучение

Материалы по теме