Многие предприниматели задаются вопросом, стоит ли сейчас обновлять основные средства предприятия или все же отложить решение данного вопроса на более благоприятный срок. Я хочу рассказать о том, что ожидает лизинговую отрасль, и поделиться советами, как действовать в текущей ситуации, чтобы не совершить ошибок, а самое главное — сохранить время и деньги.
В конце февраля мы проснулись в совершенно другой реальности. Российская экономика столкнулась с беспрецедентными вызовами. Следствием резкого повышения ключевой ставки ЦБ РФ стали рост стоимости кредитных ресурсов и обменного курса валют, а также напряженность и ограничения в международной логистике. Лизинг, как показывает практика, чрезвычайно зависим от макроэкономических условий.
Так, по итогам 2022 года в розничном сегменте ожидается сокращение объемов нового бизнеса на 30–40%, что в первую очередь будет связано с дефицитом техники и падением спроса из-за перенаправления ранее запланированных инвестиций в обновление основных средств и на решение других антикризисных задач.
При этом мы понимаем, что есть отрасли, которые однозначно выиграют. В 2008 году никто не ожидал возникновения финансового кризиса, поэтому рухнула вся строительная отрасль. В 2014 году правительство уже было готово поддержать отрасль и ипотечный рынок, запустив льготную ипотеку и большие инфраструктурные проекты, такие как строительство Крымского моста и скоростной дороги «Москва — Петербург». Активные вливания начались и в сельское хозяйство. В 2022 году мы видим, что правительство подготовило меры поддержки программы льготного лизинга сельскохозяйственной техники. Для сохранения темпов модернизации сельхозпарка дополнительно выделено 12 млрд рублей. Поэтому, на мой взгляд, продажи сельхозтехники не просядут, а если сократятся, то незначительно — исключительно из-за импортных комплектующих. Если обратиться к другим розничным лизинговым сегментам, то в оборудовании произойдет переориентация на китайских производителей. Спецтехника также может быть заменена китайской, кроме уникальных высокотехнологичных позиций.
Уже сейчас многие лизинговые компании крайне оперативно расширили свои продуктовые предложения по б/у технике, понимая, что она сейчас будет пользоваться спросом. Предложения по финансированию б/у предметов есть. Сейчас точно увеличилась цена на новое имущество, вторичный рынок еще не успел полностью отыграть рост цен, но он подтягивается. В любом случае стратегически я бы смотрел в качестве альтернативы в сторону поставщиков из Азии.
Сильнее всего мы ожидаем сокращение в сегменте лизинга легкового и грузового транспорта. При этом я уверен, что текущие автопроизводители никуда не уйдут. Приостановка их связана в первую очередь со сложностями с логистикой и ценообразованием.
В завершение хочу поделиться советами, как действовать прямо сейчас.
1. Не меняйте авто
В текущей ситуации по многим ликвидным позициям на рынке присутствует очень большая спекулятивная наценка. Изменился курс валюты, соответственно, увеличился прайс, при этом есть дефицит и панические настроения у потребителя. Продавцы увеличивают наценку на фоне этой паники. Поэтому если нет необходимости, сейчас лучше авто не менять.
2. Реструктуризация договоров лизинга
Также высока вероятность увеличения ставки по кредитам, в том числе по лизингу — по действующим договорам. Если у предприятия образуется критическая долговая нагрузка или оно не будет справляться с ней в связи с тем, что продажи упадут, а обязательства останутся, то лизинговые компании охотнее пойдут на принятие решений о реструктуризации договоров лизинга и уменьшение ежемесячной нагрузки. Почему охотнее? Потому что в текущей ситуации обеспеченность выданного займа увеличилась в связи с ростом стоимости актива.
3. Берегите свои основные средства
Я рекомендую беречь и ремонтировать основные средства, искать альтернативные запчасти у азиатских производителей, в первую очередь у китайских. Их специфика в том, что хорошее китайское оборудование и спецтехника производятся в Китае, но вся их электроника европейская или японская, а на выходе это получается китайское изделие, которое все же не попадает под ограничения на ввоз.
И, конечно же, берегите ментальное здоровье и не поддавайтесь эмоциям!
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.