Скажу честно: в банк я хожу с таким же примерно настроением, как в паспортный стол или военкомат. Главная задача — поскорее выйти «на свободу», решить свой вопрос с первого раза и как можно дольше не возвращаться сюда. Сказывается советская безденежная юность, когда копить и даже порой тратить было нечего и единственной целью похода в сберкассу было не получить, а отдать деньги. Оплатить коммунальные услуги.
Но на днях в Банке Москвы со мной произошла история, которая, по-моему, принципиально важна для всего устройства нашей повседневной жизни. Я стоял вторым в очереди в окно к операционистке. Буквально в течение пары минут она совершила два абсолютно естественных, но крайне редких в наших широтах поступка.
Во-первых, в тот момент, когда находившийся в очереди передо мной (и непосредственно перед окошком) юноша заполнял какие-то бумаги, барышня поинтересовалась, по какому я делу. Убедившись, что дело это простое и быстрое, она начала заниматься им, экономя время и мне, и другим людям. Вы же помните, какие мысли роятся в вашей голове и какими словами выражаются в тот момент, когда вы стоите в очереди, времени в обрез, а
Дальше — больше. Происходит классическая, как финальный дуэт героев-любовников в оперетте, сцена любой очереди в банке. Ровно в тот момент, когда вас
…В недавно отремонтированном отделении Сбербанка недалеко от моего дома надпись «Клиент всегда прав» теперь высвечивается на электронном табло. Это неправда. На самом деле клиент прав далеко не всегда — мы бываем глупыми, взбалмошными, нетерпеливыми, излишне привередливыми. На самом деле клиент всегда лев. То есть царь природы, хозяин. Даже если он неправ — он главный. По крайней мере обслуживающему персоналу везде и всегда надо делать вид, что это так. Конечно, банки — для банкиров, а не для клиентов, как и любой другой бизнес существует прежде всего для его владельцев. Но если в сознании каждого человека в магазине и банке, фитнес-клубе и парикмахерской на уровне закона — нет, даже аксиомы — будет впечатано, что клиент — царь и бог, то наша жизнь реально изменится к лучшему.
Мы настолько привыкли жить внутри цепной реакции хамства, что никак не можем выстроить цепную реакцию доброжелательности. Шутки шутками, но ведь нахамивший дантисту или хирургу в банке операционист запросто может оказаться его клиентом в зубоврачебном кресле или в операционной. Вот тогда есть риск, что присказка «Хорошо смеется тот, кто смеется последним», придуманная в конце XVIII века полузабытым французским писателем Жан-Пьером Флорианом, окажется черным юмором.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.